Новости

Внешэкономбанк финансирует экспортные поставки российского самолета нового поколения
 
 
 
Sukhoi Superjet 100 вышел на стадию серийного производства для внешних заказчиков. Речь идет о сотнях миллионов долларов.

В штаб-квартире совместного предприятия концерна "Сухой" и итальянской авиастроительной корпорации Alenia Aermacchi в Венеции глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, президент ОАК Михаил Погосян и гендиректор Alenia Джузеппе Джордо обсудили вопросы организации конкурентоспособной системы финансирования экспортных поставок российской гражданской авиатехники.

- Продуктом сегодня является не просто самолет, а интегрированное решение для заказчиков, включающее эффективную систему послепродажного обслуживания и поддержки экспортных продаж. Без поддержки ВЭБа, без нашей совместной работы по созданию конкурентоспособной системы финансирования продаж успех программы был бы невозможен, - отметил Погосян. - Очень важно, что мы создаем эффективную систему, обеспечивающую конкурентоспособный экспорт российской гражданской авиатехники.

- Львиная доля поставок сегодня - это лизинговые механизмы, а лизинговая ставка зависит не только от цены самолета, а в значительной степени - от условий кредитования, которые предоставляются лизинговой компанией. Сотрудничество с ВЭБом и европейскими экспортно-импортными агентствами - это такая же ключевая часть продвижения продукции "Сухого", как и собственно характеристики самолета и качество обслуживания, - пояснил в беседе с корреспондентом "РГ" Михаил Погосян.

Отметим, что ВЭБ участвует, в частности, в поставках SSJ100 в Мексику, компании Interjet - одному из активных эксплуатантов российского лайнера, в парке которого уже 8 таких самолетов. Внешэкономбанк предоставляет компании Interjet кредитные средства в составе синдиката банков.

В этом году компания "Гражданские самолеты Сухого" планирует построить 40 самолетов Sukhoi Superjet 100.

О заключении новых контрактов говорил в Венеции и президент ОАК Михаил Погосян. Базовым контрактом предусмотрена возможность опциона со вторым по величине мексиканским перевозчиком компанией Interjet на поставку еще 10 самолетов в дополнение к тем 20-ти, которые уже законтрактованы и будут  поставлены до конца 2015 года.

 - Мы заинтересованы в том, чтобы этот опцион был реализован, - подчеркнул Михаил Погосян. - Эксплуатация самолетов SSJ100 компанией Interjet - это хорошая реклама для продвижения продукта и другим заказчикам, с учетом того, что интенсивность эксплуатации Superjet, которые летают в Мексике наряду с Airbus и совершенно не уступают им по своим характеристикам и надежности, очень высока.

В целом Погосян положительно оценил опыт эксплуатации российских самолетов мексиканской компанией. "Среднесуточный налет SSJ100 в Мексике составляет сейчас более семи часов. Самолеты там  летают на очень короткие расстояния, поэтому каждое воздушное судно выполняет порядка пяти полетов в течение дня. Надо сказать, что никаких серьезных проблем в эксплуатации не возникает. Interjet довольна и демонстрирует, как можно эффективно использовать такой современный самолет, которым является Sukhoi Superjet 100", - отметил он.

Глава ОАК пообещал раскрыть карты по новым контрактам на авиасалоне в Фарнборо, который откроется в Великобритании 14 июля. При этом он добавил, что суммарный портфель заказов находится сейчас на уровне 200 самолетов, с учетом опционов.

В свою очередь, член Правления ВЭБа Александр Иванов, который курирует вопросы поддержки экспорта, также положительно оценил перспективы SSJ100. По его словам, SSJ100 находится в другой продуктовой нише, нежели самолеты ведущих авиакорпораций Airbus и Boeing. "SSJ100 прекрасно дополняет традиционные модели самолетов, особенно на короткие расстояния. Ниша на рынке для него есть, плюс огромный спрос в мире. Особенно в Азии, где актуален вопрос перевозки большого количества пассажиров на малые расстояния", - рассказал он. Иванов также добавил, что для успешных поставок очень важен финансовый пакет. "ВЭБ вместе с дочерними предприятиями, такими как ЭКСАР, ВЭБ-лизинг и другими, работает над тем, чтобы такой финансовый пакет и дальше предоставлялся покупателям SSJ100", - отметил зампредседателя ВЭБа.

Однако проблемы в этой сфере все же есть, признают в ВЭБе. Но заключаются они не в производстве, здесь-то как раз все гладко - самолеты регулярно поставляются, объемы растут. Внешэкономбанк как банк развития, привлекающий средства на рынках капитала, видит проблему в высокой стоимости финансового ресурса, денег. "Заказчики сейчас избалованные, они хотят денег по очень выгодным льготным ставкам, длинные деньги", - пояснил Иванов. За решением этого вопроса ВЭБ уже обратился к правительству. "Есть программа субсидирования процентных ставок, которая работает успешно и благодаря которой нам удалось профинансировать поставки SSJ100 в том числе в Мексику, но, на мой взгляд, этих субсидий недостаточно, - рассказал он. - Если мы хотим наращивать финансирование высокотехнологичной продукции такой как Superjet, нужно увеличивать эти субсидии. Тех объемов, которые сейчас заложены в бюджете, недостаточно". Все эти обращения ВЭБ уже сформулировал и направил на первичное рассмотрение в правительство. Сейчас дело за министерством.

В ходе переговоров в Венеции представителям Внешэкономбанка и ОАК была продемонстрирована работа центра поставок, где проводится покраска самолета и монтаж интерьера, а также учебный центр подготовки пилотов и авиационного персонала, в распоряжении которого полнополетный тренажер Superjet. Всего таких тренажеров в мире три - один находится в Венеции, другой - на базе "Сухого" в Жуковском и третий - у компании "Аэрофлот", активно эксплуатирующей SSJ100. Тренажер способен имитировать любые условия полета и погодные условия. На этих комплексах обучаются все пилоты SSJ-100. На данный момент на базе учебных центров в Жуковском и Венеции подготовлено 344 пилота для различных мировых компаний, эксплуатирующих российский самолет, а также 167 бортпроводников и более 1300 технических специалистов.

Центр кастомизации и тренировочная база произвели положительное впечатление на представителей Внешэкономбанка. "Все очень современно, добротно, технологично", - поделился впечатлениями Александр Иванов. "В плане логистики и поставок в центре по подготовке SSJ100 все очень логично спланировано. На мой взгляд, для заказчиков важно видеть такой центр, где все соответствует самому высокому мировому уровню, чтобы такой высокотехнологичный продукт как SSJ100 приобретать", - добавил он.

В настоящее время в центре SuperJet International в Венеции находятся три лайнера Sukhoi Superjet 100, которые запланированы к поставке мексиканским заказчикам, - 9-й, 10-й и 11-й.

В последних моделях SSJ100 реализована новая концепция дизайна, разработанная итальянской компанией Pininfarina. "Это один из самых современных интерьеров, которые сегодня предлагаются на самолетах регионального и ближнемагистрального класса", - подчеркнул Михаил Погосян.

На адаптацию и комплектацию интерьера одного самолета в центре подготовки закладывается месяц. Девятый самолет для Interjet будет готов в июле-августе этого года.

Кстати

Коснулся в Венеции разговор и российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, меморандум о сотрудничестве по созданию которого был подписан сторонами в мае этого года. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, проект в настоящее время находится в начальной стадии разработки. Дальнейшие шаги по его реализации будут связаны с уточнением требований к отдельным системам самолета, к описанию того продукта, который планируется предлагать на рынок, а также с презентацией этого самолета потенциальным заказчикам. "Параллельно с разработкой самолета необходимо детально обсуждать те требования, которые предъявляют наши будущие заказчики к такому лайнеру. Собственно рынок определяет основные требования к самолету", - подчеркнул Погосян.

Как будет финансироваться проект, партнерам предстоит определить на дальнейших эатапах. В ВЭБе отметили, что к ним пока не поступало конкретных обращений о финансировании. "Пока создание такого самолета обсуждается на уровне концепции, идеи, которая озвучена на высшем уровне. Безусловно, когда она будет воплощена в конкретный проект, и соответствующее обращение поступит во Внешэкономбанк, банк будет финансировать и этот проект", - рассказал "РГ" зампредседателя ВЭБа Александр Иванов.

Прямая речь

 Михаил Погосян, президент ОАК о достигнутых результатах и перспективах программы SSJ100:

- Та огромная работа, которая уже была проделана нами и специалистами компании "Аэрофлот", которая была основным стартовым заказчиком эксплуатации самолета, настраивает на позитивный лад. Я считаю, что те проблемы, которые возникали на начальном этапе эксплуатации SSJ100, те недостатки, которые были тогда выявлены, на сегодняшний день нами устранены, и теперь программа находится на этапе наращивания объемов серийного производства. Производственные мощности завода в Комсомольске-на-Амуре позволяют производить 40 самолетов в год.

На мой взгляд, самолет SSJ100 - сегодня лучший самолет регионального класса, который может поставляться уже сейчас, а не в будущем. Уже сегодня SSJ100 на 10% превосходит аналоги по стоимости эксплуатации. Другие новые проекты в данном сегменте пока находятся на стадии разработки и испытаний. К моменту их появления на рынке мы реализуем программу усовершенствования самолета, которая позволит нам снизить расход топлива еще на 4,8%. Так что сейчас хорошее время для продвижения российского продукта.

А в это время

ОАК передала министерству обороны самолет Ту-214ОН, предназначенный для выполнения инспекционных полетов в рамках международного проекта "Открытое небо". Самолет был изготовлен на Казанском авиазаводе имени Горбунова - филиале ОАО "Туполев". Несмотря на то, что лайнеру еще предстоит пройти освоение в вооруженных силах, специалисты уверены: это лучшая из имеющихся в мире авиамашин наблюдения.

По словам заместителя технического директора Казанского авиазавода имени Горбунова - Сергея Шмарова, внедрение новшеств позволило повысить взлетную массу авиалайнера до 110 тонн 750 килограммов и увеличить дальность полета до 7 тысяч 200 километров. Но главная особенность Ту-214ОН в другом. На нем установлено самое современное оборудование, позволяющее с борта самолета наблюдать за тем, что происходит на земле. Например, контролировать, как исполняются международные договоренности, в том числе касающиеся вооружения. Причем Ту-214ОН - первый отечественный авиалайнер, в бортовом комплексе наблюдения которого использованы цифровые фотоаппараты.

- Разрешающая способность аппаратуры прописана в Договоре по "Открытому небу", ратифицированном 34 государствами, - говорит представитель концерна радиостроения "Вега", заместитель главного конструктора авиасистемы наблюдения "Открытое небо" Владимир Медведев. - Для цифрового фотоаппарата и телекамер это 30 сантиметров, для инфракрасной аппаратуры - 50 сантиметров, для локатора второго обзора - три метра. Иные значения при полетах над территорией стран - участниц договора недопустимы.

Контроль за этим жесткий. Перед каждым наблюдательным полетом принимающая сторона проводит инспекцию самолета. За десять часов, что отводятся на проверку, специалисты вправе обследовать каждый закуток авиалайнера, открыть любой отсек, чтобы знать наверняка: запрещенного оборудования нет.

Кстати, Ту-214ОН - уже второй самолет, предназначенный для инспекционных полетов, который изготовили казанские авиастроители. Выпускать их больше, во всяком случае, пока, не планируется. Но заказов по линии Минобороны РФ у казанского филиала ОАО "Туполев" и без этого достаточно.

- Мы загружены, можно сказать, даже не на сто, а на двести процентов, - говорит технический директор Казанского авиазавода Эдуард Соркин. - До конца года авиазавод поставит в Военно-воздушные силы РФ десять усовершенствованных сверхзвуковых дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3. Два из них уже поступили на вооружение, на выходе третий. У нас внедрена специальная поточная линия для ремонта и модернизации дальней авиации.

В процессе так называемой малой модернизации удается не только продлить срок службы бомбардировщиков, но и повысить их боевую мощь. По сравнению с предшественником тактический радиус действий новой модификации вырос на 14-45 процентов. При базировании бомбардировщика на удалении 800 километров от линии фронта глубина боевых действий Ту-22М3 при полете на больших высотах увеличилась на 20 процентов, а на малых высотах на 170 процентов. Суммарная боевая эффективность самолета возросла в 2,2 раза.

Но это, как выяснилось, еще не предел. После глубокой модернизации, которой уже начали заниматься на заводе, возможности бомбардировщика, в том числе по поражению наземных - точечных и подвижных целей, расширятся. Новая версия Ту-22М3 будет иметь более современное радиоэлектронное оборудование, и в частности систему управления огнем. Это позволит использовать бомбардировщик для поражения баз противника на всей территории Евразии. Первый такой ракетоносец казанские авиастроители планируют сдать уже в 2017 году. А в начале 2020-х годов они намерены завершить модернизацию порядка 30 машин Ту-22М3.

Подготовила Ольга Кондрева, Казань

 
 
 

Последние новости