- Какая же вы беженка? - спросили меня в миграционной службе. - Беженец - это международный статус, описанный в конвенции 1951 года. Его доказывать надо, причем документально. А вы просто уехали от военных действий. Советуем получить разрешение на временное проживание, как это делают обычные трудовые мигранты. И вот я иду "дорогой гастарбайтеров", и конца не видно, - призналась нам Ольга Калинина, жительница Мариуполя.
В Екатеринбург Ольга приехала вместе с дочерью в поисках укрытия от беспредела, творящегося в ее родном городе. Но прием оказался не столь радушным, как ожидалось, а возникшие проблемы заставили обратиться в "Российскую газету".
Чемодан - вокзал - Россия
- Это на самом деле страшно, когда МиГ-29 летит на малой высоте над твоим домом. Чувствуешь, как плиты ходят от его гула. И что произойдет в следующую минуту - неизвестно. Страшно днем выходить на улицу, где можно попасть под обстрел. Ночью могут прийти бандеровцы и выломать дверь в квартиру, - вспоминает Ольга недавние будни в окружении страха.
Бросить родной дом, приличную должность (Ольга - специалист по работе с кадрами) и сорвать дочь, только что окончившую первый курс вуза, женщина решилась после событий 9 мая этого года. В День Победы в Мариуполе расстреляли сотрудников полиции, отказавшихся разгонять демонстрантов. Под шальной огонь попали и жители города, пришедшие поддержать своих защитников. О тех кровавых днях, о том, как добывала билет на поезд в Россию, как их с дочерью проверяли на границе люди с автоматами (судя по количеству наколок - явно не военные), Ольга готова рассказывать часами. Видно, что она до сих пор не отошла от шока. И страх даже здесь, в тысячах километров от границы с Украиной, не отпускает. По просьбе Ольги мы изменили ее фамилию: женщина опасается за судьбу сестры и племянников, оставшихся в Мариуполе.
Бежать от войны семья Калининых вынуждена второй раз за четверть века. В девяностых, бросив все нажитое, они спешно уехали из Таджикистана, где началась бойня. Тогда двадцатилетняя Ольга с маленькой дочерью на руках и матерью-пенсионеркой решили обосноваться у родственников на Украине. Они и в страшном сне не могли представить, что и в этом, родном по духу с Россией, государстве может произойти раскол.
Статус-кво
- Иногда берет отчаяние. Ведь мне уже не двадцать лет и есть что терять. Но, бросая все, я очень рассчитывала на поддержку и помощь. Я видела репортажи, как в пунктах приема беженцев, развернутых в Ростовской области, проблемы с оформлением документов решаются буквально за несколько дней. К сожалению, здесь так не получается,- вздыхает Ольга.
На оформление статуса по самому "быстрому" варианту получения разрешения на жительство и работу в России у семьи Калининых ушел уже месяц, впереди, видимо, еще столько же - начать рассмотрение документов в УФМС обещали только 1 августа. Везде длинные очереди. Лишь для того, чтобы получить бланки заявлений и список необходимых документов, Ольга находилась в миграционном управлении с раннего утра до вечера. К временным потерям добавились материальные, что для беженцев тоже ощутимо: чтобы в УФМС приняли на рассмотрение украинский паспорт и другие документы, необходимо предоставить копии, переведенные на русский язык и заверенные нотариусом. Услуга не из дешевых - около семи тысяч рублей. Еще для оформления права на временное пребывание в России им как иностранцам надо получить медицинские справки о том, что не являются переносчиками опасных болезней: ВИЧ, гепатита и так далее. Требование с точки зрения безопасности законное. Вот только оно сильно бьет по карману попавших в чрезвычайную ситуацию людей: анализы
- платные, а каждая справка - не менее двух тысяч. За финансовой поддержкой приходится обращаться в соцсети. Люди откликаются, помогают и знакомые, и абсолютно чужие.
- Просить - это унизительно, я бы рада заработать, но кто ж меня возьмет, если я сейчас - иностранный резидент. Это не шпионский термин, а реальный оговоренный законом статус. Прими меня кто на работу, он должен за иностранного резидента платить повышенный налог, вести отдельную отчетность, то есть нести расходы, - поясняет экономист по образованию Ольга.
Бег по правилам
И в таком положении все беженцы, приехавшие на Урал. Большинство добиралось до здешних мест самостоятельно, вне централизованных потоков, где уже налажена и правовая работа и предусмотрены хоть какие-то компенсационные выплаты. Переселенцы с востока Украины решаются действовать самостоятельно в надежде на собственные силы, гостеприимство родных и знакомых, а также с верой, что беда и бюрократизм - вещи несовместимые.
- Могу точно сказать, что приезжают не иждивенцы, желающие получить статус беженца и жить на установленное пособие. Приезжают люди, готовые работать и дальше строить свою жизнь. Главное, что они хотят, - понимания, поддержки и помощи в решении первостепенных проблем, - говорит представитель аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области Элина Руденкина.
Понимают сложившуюся ситуацию и в свердловском УФМС, но настаивают, что основные проблемы в действующих законах о статусе иностранцев и прописанных там длительных процедурах оформления. По данным главы регионального управления ведомства Василия Прибавкина, только четверо переселенцев с Украины подали документы на оформление статуса беженца - то есть согласились ждать три месяца и пройти все тщательные проверки службы безопасности. Большинство пошло проторенным путем трудовых мигрантов и оформляет право временного проживания в России. Никаких преференций оно не дает, более того, в регионе уже почти исчерпана квота на привлечение иностранной трудовой силы. И для беженцев с Украины попросту может не оказаться легальных рабочих мест. Сейчас по решению правительства области разрешение на работу без учета квоты могут получить только квалифицированные специалисты в области металлургии и металлообработки, а также врачи и учителя.
- Мы, конечно, понимаем, что к каждому гражданину, прибывшему с Украины, необходим индивидуальный подход. Но никто не ожидал такого развития событий. Поэтому признаем, что не всегда вопросы беженцев решаются быстро и без проблем. Приходится учиться буквально на ходу, - признался в одном из недавних выступлений Василий Прибавкин.
P.S. Чтобы узнать, как индивидуально решаются вопросы нашей героини, "РГ" отправила официальный запрос в областную миграционную службу.
Между тем
Как сообщает ФМС РФ, подготовлен проект постановления правительства страны, которое обяжет предоставлять временное убежище переселенцам с Украины без анализа индивидуальных данных. Для получения статуса достаточно будет подать заявление в отделение ФМС и указать, что приехать в Россию вынудили боевые действия. Обязательным останется прохождение медицинского обследования. Таким образом получить статус беженца станет возможным всего за три дня, сейчас эта процедура занимает почти три месяца.
Кстати
В Свердловской области открылись два приюта, где принимают беженцев с Украины. Уже десятки частных предпринимателей заявили о готовности дать кров беженцам и обеспечить их работой. Не одно медицинское учреждение не отказало в бесплатном срочном приеме приехавших с Украины детей, инвалидов, беременных. Решаются вопросы и с получением высшего образования. Нескольким украинским студентам предложено пройти индивидуальное тестирование на поступление в вуз. Они имеют право претендовать на бюджетные места.
Аппарат уполномоченного по правам человека в Свердловской области 8 ( 343) 354-00-49.
Общественный штаб по работе с беженцами в Свердловской области 8-9090-24-60-70, Екатеринбург , ул. Ленина, 7.
Бесплатный телефон "горячей линии" для беженцев в Челябинской области 8-800-300-74-74.