21.07.2014 23:40
    Поделиться

    Виктор Чечеватов: Профессия таможенника дает простор творчеству

    Таможенников научат технологиям внешней экономической деятельности
    Квалифицированные специалисты во внешней экономической деятельности (ВЭД) сегодня востребованы не меньше, чем грамотные управленцы и госслужащие. О том, как решаются кадровые вопросы в сфере, обеспечивающей импорт и экспорт товаров, "РГБ" рассказал ректор Российской таможенной академии (РТА), генерал-полковник Виктор Чечеватов.

    - Виктор Степанович, какие кадры сейчас востребованы в сфере, обеспечивающей внешнюю торговлю?

    - Профессия таможенника интересна и современна, она дает простор инициативе и творчеству. Студент, получающий профессию таможенника, сегодня имеет фундаментальные и прикладные знания во многих областях. Он с успехом может трудиться в сфере бизнеса, логистики, внешней торговли. Конечно, наша основная задача - готовить специалистов для таможенных органов, но наши выпускники находят применение своим знаниям и в негосударственном секторе. Таможенная деятельность сегодня характеризуется исключительной сложностью, многонаправленностью и динамизмом. Постоянно совершенствуется законодательство, повышается уровень автоматизации таможенных операций. Сейчас товары декларируются в электронной форме, развивается межведомственное взаимодействие на основе информационных технологий. Это все требует не только готовности многих государственных структур, но и высокого технологического, организационного, кадрового уровня от бизнеса - и крупного, и среднего, и малого.

    Таможенная сфера, пожалуй, как никакая иная, естественным образом интегрирована в мировые бизнес-технологии, как глобальные, так и региональные. Не случайно, наверное, именно таможня как государственный институт стала локомотивом интеграции СНГ и Евразийского экономического сообщества. Сегодня таможенные службы России, Беларуси и Казахстана активно взаимодействует с Евразийской экономической комиссией по вопросам Таможенного союза и единого экономического пространства. В сфере внешних экономических связей технологии бизнеса динамично меняются. Владеющие ими специалисты требуются как на госслужбе, так и в сфере бизнеса. Кроме того, требуется постоянное повышение квалификации даже для опытных сотрудников.

    - Какие конкурентные преимущества студенты, получающие специализированное образование в сфере экономики, имеют сегодня на рынке труда, в том числе в регионах?

    - Высшее образование сегодня - это тоже технология, которая строится на научной основе и проверяется практикой. Мы внедряем новую содержательную структуру обучения. Она адекватна компетентностной модели специалиста и позволяет преодолеть ограниченность традиционной модели, основанной на дисциплинарности. Блоки дисциплин, модулей, практикумов и практик группируются вокруг интегративных единиц. Комплексная тренажерная система позволяет индивидуализировать обучение на основе имитационных комплексов и адаптивных тренажеров. Мы пошагово отрабатываем сценарии исполнения служебных обязанностей в типовых ситуациях, в индивидуальном, групповом и многофункциональном режимах. Эти технологии позволяют сформировать знания и навыки, обеспечивающие прочные позиции выпускникам на рынке квалифицированных кадров. Программы предусматривают формирование не только специальных таможенных компетенций, но и глубоких знаний в области ВЭД. Подготовка ведется на основе фундаментального академического образования, лучших традиций отечественной высшей школы. Кроме того, имеют значение вузовская социокультурная среда и условия для всестороннего развития личности. Интерактивные образовательные технологии развивают профессиональное мышление будущего специалиста, способность применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

    - Значит, современный учебный процесс построен так, чтобы госслужащий был универсалом? Востребован ли ваш опыт другими госструктурами или вы заимствуете что-то у них?

    - Мы внимательно изучаем опыт коллег. Плотно взаимодействуем с вузами, ведущими подготовку для правоохранительных и контролирующих ведомств - МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральной прокуратуры РФ. Недавно к нам пришло письмо от специального отряда УМВД по Рязанской области. Коллеги высказали благодарность за помощь в подготовке СОБРа по программе: "Применение рентгенотелевизионного комплекса "Шмель-240ТВ" при обнаружении взрывчатых веществ. Соблюдение мер радиационной безопасности и проведение радиационного контроля". Этот комплекс был спроектирован учеными нашей академии и, как видите, нашел успешное применение в других областях.

    - Академия имеет филиалы в регионах, имеющих особое значение для экономики, - на северо-западе, на юге, на Дальнем Востоке. Взаимодействуют ли они с региональными властями и бизнесом?

    - Филиалы в регионах позволяют укреплять связь образования с практикой, видеть реальные процессы в экономике страны на разных уровнях, участвовать в социально-экономическом развитии регионов. Это способствует увеличению товарооборота в регионах, пополнению доходной части бюджета страны. А студенты получают системное представление о реальных процессах, о практике ВЭД в конкретных регионах страны. С первого курса студенты проходят обучение в таможнях своих регионов и учатся у практиков. В северо-западном регионе, куда в большинстве своем распределяются выпускники Санкт-Петербургского филиала, импортируются товары из 183 стран, ежедневно оформляются тысячи деклараций. Качество и скорость внешнеэкономических процессов в немалой степени зависят от уровня компетентности таможенников. Филиал взаимодействует с региональными властями и бизнес-сообществом северо-запада, готовит аналитику, выполняет научно-исследовательские работы по заказам государственных и коммерческих структур.

    Каждый четвертый сотрудник таможенных органов Дальнего Востока - выпускник Владивостокского филиала РТА. Его студенты проходят практику как в таможенных органах Дальнего Востока и Сибири, так и на предприятиях сферы ВЭД. Недавно члены научного студенческого кружка по конституционному праву по просьбе депутатов Думы города Владивостока разработали примерный устав территориального общественного самоуправления.

    - РТА - один из первых вузов, шагнувших в Крым. Каковы успехи?

    - Мы уже приступили к переподготовке специалистов в Крыму, ведь таможенное регулирование в Таможенном союзе имеет особенности. Это важно как таможенникам, так и крымским предприятиям, которые имеют внешнеэкономические связи. В начале апреля этого года проведено обучение должностных лиц таможенных органов в Крыму и Севастополе по двум дополнительным профессиональным программам. 24 человека - руководящий состав таможенных органов - освоили особенности таможенного администрирования в России. А 473 человека - должностные лица - прошли курс, связанный с практикой таможенного дела в условиях Таможенного союза.

    - Готовит ли академия специалистов для зарубежных стран?

    - Сейчас в академии обучается 582 иностранных студента, в том числе из Беларуси - 117, Казахстана - 80, Монголии - 7. Кроме того, 66 соотечественников из республик Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье. Академия приступила к подготовке кадров для таможенных служб Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Монголии с 2011 года. Представитель РТА возглавляет межгосударственную рабочую группу, в которой участвуют учебные заведения стран СНГ, подготавливающие сотрудников правоохранительного блока. Мы проводим тренинги и мастер-классы по вопросам борьбы с контрабандой. Ученые академии являются научными руководителями и консультантами аспирантов из Монголии, Абхазии, Азербайджана, проводящих исследования в области таможенного дела и экономической безопасности своих государств. Это, несомненно, помогает развитию теории и практики таможенного дела и способствует дальнейшему развитию экономики этих государств. Мы обмениваемся с нашими зарубежными партнерами передовыми технологиями, используемыми для подготовки профессиональных кадров в таможенной сфере. Активно сотрудничаем с европейскими вузами - из Польши, Италии, Сербии, Германии. Разрабатываем совместные программы для реализации межвузовских магистерских программ "двойных дипломов".

    Поделиться