21.07.2014 23:44
    Поделиться

    Синдром эмоционального выгорания чаще встречается у топ-менеджеров

    Синдром эмоционального выгорания чаще встречается у менеджеров высшего звена
    Профессионалы, работающие с людьми и имеющие выраженные признаки эмоционального выгорания, теряют до 50% своего дохода, показало исследование консалтинговой компании CASE. Цифра объясняется снижением работоспособности, повышенной заболеваемостью и тратами на нужды здоровья.

    "Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние психического утомления и разочарования, которое возникает у людей в помогающих профессиях (консультанты, врачи, преподаватели, священнослужители, продавцы, менеджеры, юристы, психологи, социальные работники), - объясняет Вадим Демченко, ведущий консультант консалтинговой компании CASE. - Наиболее подвержены СЭВ молодые специалисты, особенно если их EQ ("эмоциональный интеллект") недостаточно развит. Подобный синдром обычно возникает в ответ на частое сильное переживание отрицательных эмоций, если ресурсов того или иного специалиста недостаточно для реализации предъявляемых к нему требований".

    Люди, работающие в областях с высокой коммуникативной контактностью, через какое-то время могут потерять интерес и мотивацию к работе, что приводит к снижению личной эффективности и производительности. "Для руководителей, управляющих командами, где сотрудники в основном работают в системе "человек - человек" (продавцы, клиентские службы, службы социальной помощи и т.п.), СЭВ -это повседневная проблема. Высокая коммуникативная контактность - сильный стресс-фактор, особенно если работа человека связана с сильно конкурентной средой и высокими клиентскими ожиданиями", - отмечает Лусине Абгарян, директор по персоналу Kelly Services.

    Чаще всего синдром эмоционального выгорания встречается у специалистов начального уровня, которые еще не знают об этом состоянии и не умеют с ним работать, либо у менеджеров высшего звена, задачи которых столь разнообразны, что им попросту сложно справиться с такой нагрузкой. "Долгое время эффективно работать в состоянии эмоционального выгорания невозможно. Специалисты, которых отличает высокий уровень профессиональных компетенций, как правило, понимают эту проблему и в большинстве случаев стараются предупредить тот момент, когда это отрицательно скажется на результатах их работы", - считает Андрей Константинов, исполнительный директор направления "ТНП" ANCOR Professional.

    Люди, работающие в областях с высокой коммуникативной контактностью, через какое-то время могут потерять интерес и мотивацию к работе

    Согласно опросу портала HeadHunter, 74% работников сталкивались когда-либо с проявлением синдрома профессионального выгорания. Каждый второй отметил, что уже довольно давно живет в состоянии усталости и раздражается по пустякам. 42% признались, что безразличны к своим рабочим обязанностям. Еще 23% не покидает чувство профессиональной несостоятельности и неуверенности в своей квалификации. Эксперты отмечают, что в отличие от состояния стресса, для которого характерны потеря физической энергии, чувство нетерпения и нестабильности эмоций, основными характеристиками СЭВ являются притупление эмоций, появление ощущений безнадежности и беспомощности. Сотрудники с СЭВ начинают негативно относиться к своим обязанностям и клиентам, формируется чувство подавленности, снижается стремление к достижениям, развиваются психосоматические заболевания.

    Большинство (59%) полагают, что СЭВ является следствием постоянного стресса на работе, перенапряжения, 49% считают, что причиной выгорания становится отсутствие профессионального развития и карьерного роста. Среди опасных факторов также прессинг со стороны руководства (38%), рутина (33%) и длительность работы на одном месте (29%). "Как правило, группа риска - все профессии, имеющие отношение к работе с людьми. Дополнительными стресс-факторами, ведущими к эмоциональному выгоранию, являются работа с негативными эмоциями клиентов, личная ответственность за результат, высокая цена ошибок", - дополняет Лусине Абгарян.

    Многие руководители компаний уже задумываются о повышении работоспособности сотрудников не только с помощью бизнес-обучения и административных рычагов, но и используя технологии "Стресс-менеджмента", Work-life Balance, развивая "эмоциональную компетентность" сотрудников. Это проявляется не только в оплате корпоративного фитнеса или добровольного медицинского страхования, но и в регулярной диагностике стресса, ротации сотрудников со сменой видов деятельности и привлечении психологов для обучения навыкам стрессоустойчивости. "Общедоступно и относительно недорого, если это позволяет характер бизнеса, применять гибкий подход к планированию рабочего времени (короткие отпуска, сдвиг графиков работ и т.п.) и рабочего пространства. Это дает возможность людям регулировать рабочую нагрузку, делая своеобразные паузы, чтобы восстановиться. В целом большинство практик управления эмоциональным стрессом придуманы давно, и классическое "лучший отдых - смена деятельности" звучит вполне современно и сейчас", - полагает Лусине Абгарян.

    Поделиться