Будничная Москва ранним утром - а проповедь в главной мечети столицы начнется в 7 утра- вдруг обнаружит, что мусульман в городе даже не десятки, а сотни тысяч. Москвичи поворчат, конечно, все-таки непростую и без того транспортную ситуацию в столице большой мусульманский праздник еще больше усложняет. Но постепенно Москва привыкает как к обилию мусульман, так и к тому, что мечетей в мегаполисе маловато и толпа молящихся в праздник выплескивается в окружающие улицы и переулки, опускаясь на ковры-картонки, а то и куски обоев.
Праздник - прост. Ранняя молитва, проповедь главных мусульманских муфтиев, поздравления - и обедать. Кормят вкусно.
Месяц до того верующие в Аллаха напряженно следили за циферблатом, когда же уйдет солнце и наступит вечер. В начале одиннадцатого вечера вместе с прохладой опускались на теплые города счастливые минуты и часы разрешенного разговения.
Глоток воды, сладкий финик как непременное начало трапезы, а потом пир еды, по которой соскучились за многочасовое воздержание в светлое время суток. В нынешнем году священный месяц поста - Рамазан - пришелся на самые длинные дни и короткие ночи. Они оказались еще и достаточно жаркими в Центральной России.
Но особенностью нынешнего поста называют вовсе не климатические сложности и плавающий график мусульманского календаря.
Вместе с более чем 20 миллионами российских мусульман держали пост и будут праздновать Ураза-байрам и 300 тыс. крымских татар. Как часть этой общины, воссоединившаяся с единоверцами. Веками Казань и Бахчисарай были рядом, до сих пор имена и фамилии - Гирей или Крым-шамхал - популярны и традиционны на Кавказе. Полвека в другой республике и два десятилетия в другом государстве - скорее эпизод, нелепый казус в истории российского ислама и России в целом. Теперь все правильно. Все как и должно быть. Вместе.
Вот уже в 9-й раз рядом с московской мечетью на Поклонной горе в дни Рамазана разбивается огромный шатер, где каждый день в пост накрываются столы для разговения. То собирались журналисты, то ингуши, то устраивались благотворительные обеды - ифтары...
Праздновали здесь наступление ночей Рамазана и крымские татары. В один из вечеров пришел в гости к мусульманам и известный журналист Дмитрий Киселев. Выглядел он необычно - в невысокой бараньей папахе, в расшитой тужурке, подпоясанной кушаком. Крымско-татарский наряд оказался неслучаен. Об этом гендиректор информационного агентства "Россия сегодня" рассказал сам. В середине XIX века его прапрадед вернулся с Крымской войны с молодой женой, так что теперь в жилах главного российского пропагандиста течет и крымско-татарская кровь.
Гости из Крыма привезли в нашу общую столицу - Москву- не только крымские фрукты, но и музыкальные ансамбли, певцов, исполняющих духовную музыку, чтецов Корана.
В праздник песнопения и суры Корана будут звучать повсюду. Встав в шеренги, вслед за имамом мусульмане поклонятся Всевышнему, упадут на колени, прикоснутся головами к земле. Пост закончится. Наступит праздник, который принято отмечать с друзьями и близкими. Теперь принято рассказывать о своей вере, своих обычаях, своих традициях, чтобы люди разных культур понимали друг друга лучше.
А потом после праздничного понедельника - будни. И совсем станет незаметно, кто в суетливой толпе какой веры и какой национальности. Лишь в воспоминаниях соседей будут звучать восхищенные нотки: "Был вчера у друзей на Ураза-байраме! Ух, кормят вкусно!".