28.07.2014 23:43
    Поделиться

    В проектах ГЧП смогут участвовать любые компании

    Проекты ГЧП в здравоохранении получат новый импульс
    Одной из самых популярных сфер для развития государственно-частного партнерства во всем мире является здравоохранение. В России такие проекты находятся на начальной стадии, но их потенциал уже очевиден. О том, какие возможности подобных проектов могут и должны быть востребованы в нашей стране, "РГБ" рассказал заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой.

    Сергей Александрович, на днях в минздраве прошло первое заседание Координационного совета по ГЧП. Какие вопросы на нем обсуждались? Каковы первоочередные задачи, стоящие перед советом?

    Сергей Краевой: Самая важная задача, поставленная перед Координационным советом по ГЧП, - создание максимально благоприятных условий для привлечения дополнительных финансовых средств, частных инвестиций в сферу здравоохранения, учитывая условия работы в существующем нормативном поле. В его первом заседании участвовали представители федеральных органов исполнительной власти, регионов и пациентских организаций. Среди вопросов, которые обсуждались на заседании совета, - анализ текущей ситуации, сложившейся в стране в области взаимодействия государства и частного капитала в здравоохранении, развитие методологической базы, участие в законотворческой деятельности, а также формирование информационной политики по продвижению проектов ГЧП с привлечением общественных и пациентских организаций.

    Кроме того, мы планируем создать базу проектов, перспективных для частных инвестиций, а также реестр потенциальных инвесторов, которые смогут реализовать эти проекты как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    Мы понимаем, насколько важно привлечь потенциал бизнеса для расширения ресурсной базы, которую государство создает для решения важнейших социальных проблем. Создание механизмов привлечения частного капитала особенно важно в связи с изменением возрастной структуры населения, появлением новых заболеваний и, соответственно, новых потребностей в здравоохранении.

    Не менее важной задачей является поддержка закона о государственно-частном партнерстве и создание рабочих групп совета в области нормативно-правового регулирования, анализа и оценки эффективности проектов, финансовой поддержки, а также информационного сопровождения и повышения образовательного уровня кадров.

    Как известно, закон о ГЧП пока еще не принят, работа над ним продолжается. Какой нормативной базой сегодня руководствуются участники проектов ГЧП в здравоохранении?

    Сергей Краевой: Пока существует единственный федеральный закон в этой области - ФЗ "О концессионных соглашениях", в котором есть статья, посвященная объектам здравоохранения. Но этот закон не позволяет использовать все возможности ГЧП в полной мере. Помимо этого, в ряде регионов созданы свои нормативно-правовые акты в области ГЧП. Но в большинстве случаев они создаются для реализации конкретных проектов и не являются всеобъемлющими. Более того, нередко региональные законы вступают в противоречие с федеральными нормами, что влечет за собой существенные риски. По сути дела формирование Координационного совета по развитию ГЧП при минздраве в числе прочих задач направлено и на то, чтобы систематизировать законодательные инициативы, которые уже есть в регионах, а также провести анализ их эффективности.

    Что, на ваш взгляд, должна обеспечить нормативно-правовая база по ГЧП?

    Сергей Краевой: Во-первых, возможности для длительного взаимодействия сторон на основании взаимной ответственности. Это значит, что государство гарантирует инвестору определенный объем задания по определенной стоимости, чтобы инвестор мог просчитать свои риски и возможную прибыль. А инвестор, в свою очередь, гарантирует государству определенный объем медицинской помощи и уровень качества медицинских услуг, оказанных в определенное время, что сможет обеспечить достаточный объем и качество медицинской помощи для населения. Во-вторых, у инвестора должны быть источники инвестиций. Важно понять, будут ли это собственные средства или кредитные линии, будут ли предусмотрены субсидии для погашения кредитных ставок, стоимость и объем услуг должны быть также четко оговорены.

    В нашей стране уже реализуется ряд инициатив по ГЧП в здравоохранении - в Новосибирске, Самаре, Белгороде, Москве и ряде других регионов. Насколько они успешны?

    Наиболее широкое распространение получили проекты в сфере оказания высокотехнологичных видов медицинских услуг - это создание центров гемодиализа, лучевой терапии, лабораторной диагностики и вспомогательных репродуктивных технологий

    Сергей Краевой: Мы обобщили опыт более 60 субъектов Российской Федерации, которые уже используют возможности ГЧП на практике. Представители ряда субъектов Федерации участвовали в заседании координационного совета и рассказали о своем опыте. Наиболее широкое распространение получили проекты в сфере оказания высокотехнологичных видов медицинских услуг - это создание центров гемодиализа, лучевой терапии, лабораторной диагностики и вспомогательных репродуктивных технологий. Если говорить в целом, то частный капитал наиболее востребован в организации первичного звена медицинской помощи, где не требуется больших инвестиционных затрат. Подобных видов медицинских услуг зачастую не хватает в регионах, поэтому они представляют значительный интерес.

    Высказываются опасения, что передача лечебно-профилактических учреждений в концессию может перепрофилировать их, так как инвесторам невыгодны социально значимые отрасли здравоохранения. Разделяете ли вы эти опасения и что предпринимается, чтобы такого не произошло?

    Сергей Краевой: При передаче учреждений в концессию заказчик определяет, какой объем услуг ему необходимо получить от частного партнера. При разработке проекта представителям власти, разумеется, необходимо учитывать интересы бизнеса, но нельзя и снижать объем услуг, предоставляемых существующим медицинским учреждением по государственной гарантии.

    Оценивался ли объем инвестиций, которые предполагается получить от проектов в сфере ГЧП? Если да, насколько он существенен?

    Сергей Краевой: Мы провели мониторинг состояния федеральных учреждений и задали им вопрос: есть ли у них свое представление о привлечении инвестиций? В итоге около 40 опрошенных нами учреждений сообщили о своих ожиданиях - объем инвестиций, по их оценкам, составил более 20 млрд рублей. Разумеется, это предварительные цифры, требующие уточнения, но их порядок весьма значителен. А если мы планируем создавать новую инфраструктуру и оснащать ее новым высокотехнологичным оборудованием, это потребует еще более значительных вложений. При этом нужно понимать, что результаты мониторинга говорят об опыте лишь ряда федеральных учреждений. А если учесть все федеральные и региональные медицинские организации, цифры будут еще более впечатляющими.

    Какие компании смогут участвовать в проектах ГЧП - только российские, со смешанным капиталом или и зарубежные тоже?

    Сергей Краевой: В проектах ГЧП смогут участвовать абсолютно любые компании. Нам не важна национальность капитала, главное, чтобы инвесторы смогли обеспечить достойный уровень качества и объем медицинской помощи.

    В стране уже есть примеры использования ГЧП в медицинском образовании (например, центр в Татарстане, созданный при участии компании - производителя медицинского оборудования, и др.). Предполагается ли расширять эту практику?

    Сергей Краевой: Несомненно. Создание инновационных методов диагностики и лечения невозможно без подготовки профессиональных медицинских кадров, которые смогут работать в новых условиях, на современном высокотехнологичном оборудовании. При этом принятое решение в отношении любого проекта должно содержать оценку бюджетной эффективности. В целом мы видим большие перспективы для развития проектов ГЧП в здравоохранении, которые позволят сделать современную медицинскую помощь более доступной для россиян. Эти проекты пока еще в процессе развития, но мы приложим максимум усилий, чтобы он шел интенсивней и плодотворней.

    Поделиться