Вчера в правительстве прошло совещание, на котором рассматривался проект подготовленной федеральной целевой программы развития Республики Крым и Севастополя до 2020 года. Основная работа должна начаться в 2015 году. "К концу года мы должны получить комплексный план развития Крымского федерального округа", - заявил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий развитие полуострова. После утверждения программы по каждому ее пункту будет разработан детальный график реализации.
На каждое мероприятие программы в ФЦП заложен предельный объем расходов. "Сама стоимость этих мероприятий должна быть определена в дальнейшем, - подчеркнул Козак. - Для этого должна быть проведена оценка эффективности бюджетных расходов в соответствии с действующим порядком. И только после того, как по каждому объекту будет получено положительное заключение об эффективности бюджетных расходов, только после этого можно будет приступать к расходованию средств федерального и регионального бюджетов".
Вице-премьер призвал не заниматься бесконечными согласованиями - все должны быть закончено в текущем году, чтобы уже в следующем приступить к практической работе.
Но отдельные проекты должны стартовать в самом ближайшем будущем. "К некоторым мероприятиям - таким как транспортный переход через Керченский пролив, как строительство технопарка в области высоких технологий - мы договаривались приступить уже в этом году", - заявил вице-премьер Дмитрий Козак.
Совершенствование транспортной инфраструктуры будет главным направлением ФЦП. При общем объеме финансирования программы в 658 миллиардов рублей около 65 процентов средств будет потрачено именно на эти цели.
- В рамках ФЦП на развитие транспортной инфраструктуры, включая мостовой переход, предусмотрено 416,5 миллиарда рублей, - сообщил министр по делам Крыма Олег Савельев. - Из них почти 247 миллиардов предусмотрены на переход.
Строительство моста через Керченский пролив обойдется без участия частных инвесторов. "Инвестором будет только государство, - заявил Дмитрий Козак после совещания. - Инвестором будет выступать федеральное правительство, министерство транспорта, конкретно - Росавтодор".
Одним из источников финансирования мостового перехода могут быть средства Фонда национального благосостояния. Эта модель прорабатывается, но есть одно условие, которое пока что делает ее маловероятной. Средства ФНБ выделяются только на возвратной основе. "Первые просчеты, даже если мы введем плату за проезд грузового транспорта, не обеспечивают нам необходимую возвратность и доходность этих средств", - подчеркнул вице-премьер Козак. Впрочем, если появится вариант с возвратом средств в ФНБ, с переводом проекта из государственного в частно-государственный, то деньги из фонда могут быть предоставлены.
Что касается подрядчиков, то ими могут быть как российские, так и иностранные компании, с которыми сейчас и идут переговоры. При этом, по словам вице-премьера, некоторые отечественные подрядчики выступают в консорциуме с итальянскими и китайскими партнерами, но он не смог оценить, как на планы тех же итальянцев могут повлиять санкции в отношении России. "Санкции еще до конца не сформулированы и трудно предположить на сегодняшний день, какие решения и как могут быть сформулированы, и как поведут себя европейские строительные компании, которые претендуют на получение соответствующих подрядов", - сказал Козак.
Помимо транспортной доступности существуют в Крыму и множество других проблем, которые предстоит решать в самые короткие сроки. В частности, на развитие сетевого комплекса с присоединением энергосистемы полуострова к единой энергосистеме России, а также на сетевое обустройство потенциальных генерирующих мощностей, в ФЦП заложено 49 миллиардов рублей.
Потребности инженерной инфраструктуры, в том числе систем водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов, оценены в 65 миллиардов рублей. На решение социальных проблем, куда также входит реконструкция пяти объектов здравоохранения и развитие сети первой медицинской помощи, потребуется 66,7 миллиарда. Еще 14,3 миллиарда направят на ликвидацию очередей в детских садах, реконструкцию и строительство новых детских садов, 12 миллиардов - на модернизацию школ.
Поиск средств для развития Крыма порождал разные идеи. Например, введение так называемого налога солидарности. "Введение новых налогов - политическое решение. Такого решения нет", - заверил Дмитрий Козак.
Зато дополнительные средства можно получить за счет приватизации государственных и муниципальных предприятий полуострова. План приватизации кабинет министров ждет к сентябрю.