Через реку плыли три куста. Под берегом у каждого куста выросли руки и ноги, высунулся ствол автомата меж ветвей.
- Это передовой дозор. Он оценивает обстановку, берет под контроль водоем и прибрежную полосу, а затем дает команду переправляться основной группе, - пояснил главный судья соревнований, полковник Андрей Соболь из главного разведывательного управления Генштаба. Почти все участники "Зеленой тропы", за исключением флотских - спецназ ГРУ. Это элитные диверсионные подразделения, способные выполнить любую задачу в тылу противника.
На "Тропу" попала элита элиты - лучшие разведгруппы каждой бригады спецназа состязались на окружных этапах, победители вышли во всеармейский финал. Соревнуются группами - это основная боевая единица спецназа. В группе от 10 до 14 человек: командир, его заместитель, разведчики, снайпер, пулеметчик, сапер, минер, связист, санитар. Каждый несет собственное снаряжение и часть общего - в общей сложности порядка 30 килограммов.
Дозорные на берегу беззвучно обменялись знаками, каким-то образом их резюме попало на другой берег и по реке поплыли новые кусты. В небе зажужжал беспилотник, кусты моментально растворились в прибрежных зарослях.
- Дизельный БЛА "Гранит-4" может подниматься на полтора километра, передавая изображение на землю, но его слышно. До него здесь летал бесшумный электрический беспилотник, он одну из групп "спалил", - сказал Соболь. - Погода сегодня плохая (на небе не было ни облачка. - ред.). Для разведчика хорошо, когда дождь и темень.
Обнаружение для спецназа - провал. За это на соревнованиях снимают очки, а в боевой обстановке - головы. "Засвеченная" противником диверсионная группа не сможет выполнить задание, потому что на ее уничтожение противник кинет все силы. Там знают, на что способна горстка разведчиков, если они из ГРУ.
Роль противника на соревнованиях исполняют спецназовцы тамбовской бригады СпН. Она побеждала на "Зеленой тропе" три года подряд, один переходящий кубок оставлен ей навечно. К тому же у тамбовцев одна из лучших полигонных баз в стране. Две их группы сидели в засадах на возможных путях передвижения диверсантов, две другие патрулировали местность на броневиках "Тигр".
- Правильная группа не попадется нам на глаза. А если попадется, то сразу отойдет, не вступая в бой. Пока мы никого не заметили, - рассказал Денис, командир одной из мобильных групп. Нас попросили не спрашивать и не называть ничьих фамилий, кроме главного судьи.
- Открывать огонь при выполнении задания разведчики могут только в самых крайних случаях. Если надо снять часового или еще что-нибудь, можно действовать ножом, саперной лопаткой, ногами, - добавил стоявший рядом полковник.
- А что можно сделать ногами?
- Все, - серьезно ответил спецназовец.
После водной преграды группы ушли на поиск объекта. Необходимо за шесть часов найти хорошо спрятанный объект на площади 150 квадратных километров, не попавшись при этом на глаза вражеским патрулям. Обнаружив объект, разведчики должны, не обнаруживая себя, определить его тип и характеристики, передать данные в центр и скрытно уйти на новое задание.
- Твою палатку видно за километр! - зарычал командир отряда на начальника радиостанции, игравшей на соревнованиях роль объекта. Я обнаружил две скрытые в перелеске машины, только подойдя к ним вплотную - и то скорее по шуму генераторов. В сотне метров от объекта были расставлены наблюдатели с биноклями. Если они обнаружат подходящую группу, той снимут очки.
- Здесь еще ничего. Бывает, что объект надо найти в ходе больших учений. На огромных площадях стоят войска, тут и там разбросаны узлы связи, а нужно найти определенный и никому при этом не попасться на глаза, - улыбнулся полковник. По краю распаханного поля к радиостанции подползали трое, передовой дозор разведывательной группы. С 50 метров их укрытые капюшонами головы в траве выглядели, как лопухи.
За поиском следует поощрение - тайник с продовольствием, боеприпасами и другими нужными вещами - который, правда, тоже надо найти. Потом диверсия - найти в лесу и заминировать мост, перевидавший многие поколения спецназовцев. Скрытное передвижение по азимуту. На завершающем этапе налет на базу врага - тут уж можно стрелять сколько хочешь, - и отход с отрывом от преследования.
- На финише измотанные многодневной гонкой ребята еле держатся на ногах. Кто-то плачет, обмороки случаются. Некоторых несут товарищи: сход с маршрута одного - серьезный минус всей группе, - рассказал Соболь.
Победителей ждет переходящий кубок, подарки от командования и самое ценное - почет в мире спецназа. На реальной войне, выполнив задание, спецназ растворяется в тылу врага: вливается партизанские отряды или создает свои. Командир каждой группы и его заместитель знают язык той страны, в которой, если что, будет воевать их бригада.
Настырные телевезионщики-таки выпытали у начальника радиостанции его фамилию. Когда журналисты отошли, особист тихо спросил у капитана:
- Ты свою фамилию назвал?
- Нет, - улыбнулся тот.