07.08.2014 23:51
    Поделиться

    Выжутович: Рекрутируемые во власть артисты - символ массовых настроений

    Нынешняя избирательная кампания в региональные собрания не обходится без использования старой, как мир, но весьма эффективной, многократно отпробованной политтехнологии: во главе партийных списков - известные люди. У КПРФ в Севастополе первым номером значится бывший командующий Черноморским флотом ВМФ России, депутат Госдумы Владимир Комоедов. У ЛДПР во всех регионах список возглавляет ее лидер Владимир Жириновский. "Конечно, никогда ни в какое заксобрание субъекта он работать не пойдет", - сказал вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. О перспективах адмирала Комоедова в качестве депутата севастопольского городского собрания никто пока не высказывался, но понятно, что он тоже используется в качестве "паровоза".

    В "Единой России" на этот раз отказались от подобной практики. Ставка сделана на местных политиков: в Крыму список возглавит временно исполняющий обязанности главы республики Сергей Аксенов, в Севастополе - народный мэр Алексей Чалый, в Волгоградской области - врио губернатора Андрей Бочаров. "Справедливая Россия" тоже не стала использовать своего лидера и депутатов Госдумы как "паровозную" тягу. Зато артисты всюду нарасхват. Например, на выборах в Мосгордуму Леонид Ярмольник - в первой тройке "Гражданской платформы", певица Надежда Бабкина - в списке "Единой России", Николай Губенко - кандидат от КПРФ. Значит, наши сограждане снова будут голосовать сердцем. Никакой иной способ народного волеизъявления в стране почему-то не приживается. Ведь что такое голосование сердцем? Это голосование не за политические программы - их содержание избирателям неинтересно. Еще меньше оно волнует партийных идеологов, выбрасывающих на предвыборный рынок набор общеупотребительных лозунгов. Голосование сердцем - это выражение симпатий к лидеру партии и нескольким персонажам из верхней части избирательного списка. За места в этом списке, пока он не был окончательно сформирован и утвержден избиркомом, шла острая внутрипартийная борьба. Были брошены на весы политический опыт претендентов, их влиятельность, лоббистский ресурс, стаж пребывания во властных структурах Но, как всегда, три-четыре человека стали подлинным украшением списка и попали в него совершенно вне всякого конкурса. Это - разного рода знаменитости.

    Рекрутируемые во власть певцы, юмористы, спортсмены - символ массовых настроений и массовой тяги к простым решениям

    Зачем известные артисты (спортсмены, литераторы и т.п.) идут в политику? И почему население голосует за них? Мотивация первых ясна. Для них приобщение к власти - знак признания профессиональных заслуг. Еще одна награда за успехи на сцене, хоккейной площадке, в писательстве. Горбачевский Съезд народных депутатов СССР был наводнен шестидесятниками: Евтушенко, Коротич, Лавров... В Верховном Совете ельцинского созыва тешили творческое самолюбие Басилашвили, Куркова, ведущие программы "Взгляд". В нынешней Госдуме получают прибавку к артистической славе Мария Максакова и Мария Кожевникова, нагуливает политический вес трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин. Нетрудно понять и упорство, с каким российский обыватель норовит выбрать себе в поводыри то артиста, то хоккеиста, то известного телеведущего. Их выводит во власть неизбывная массовая вера в чудо. И всеобщая тоска по герою, способному это чудо сотворить. Вот уж он-то покончит с коррупцией (ликвидирует социальное неравенство, повысит пенсии, снизит налоги, вернет бесплатную медицину, накормит семью хлебами всех страждущих, даст каждому, чего у него нет). Только он, больше некому!

    Партийная мобилизация звезд на предвыборный фронт - это апелляция к зрительскому сообществу, а не к сообществу зрелых, мыслящих граждан, отвечающих за свой свободный выбор

    Востребованность именитых "людей со стороны", тут и там удостоверяемая результатами голосования, - от массового разочарования в статусных политиках. Чиновничье или партийное тавро на челе кандидата во власть - знак его непригодности к сотворению чуда. Прекраснодушная вера в способность, к примеру, деятеля культуры этой культурой руководить, слава богу, изжита хотя бы на властном уровне. Из артистов в министры - это многих бесславный путь. У нас его, страдая от административной немощи, прошли Николай Губенко и Юрий Соломин, на Украине подобного опыта хлебнул Богдан Ступка, в Латвии - Раймонд Паулс. Погодите, а как же Арнольд Шварценеггер? Почему он, голливудская суперзвезда, правил штатом Калифорния, а российский артист Михаил Евдокимов, выбравший ту же стезю на Алтае, был, увы, не слишком успешным губернатором? Отвечу. У меня есть сильное подозрение, что Шварценеггер, будучи главой Калифорнии, не блистал управленческими талантами. Только все дело в том, что нигде - ни в Калифорнии, ни на просторах Техасщины и Аризонщины - губернатор не отвечает головой за сев озимых и подготовку к отопительному сезону. Американская машина власти так отлажена, что способна функционировать в автоматическом режиме. И кто бы ни стоял у ее руля, чувствительных сбоев она не даст. Российские же регионы управляются вручную. Рекрутируемые во власть певцы, юмористы, авторы детективного чтива - все они символ массовых настроений, массовых политических вкусов. Партийная же мобилизация звезд на предвыборный фронт - это апелляция к зрительскому сообществу, а не к сообществу зрелых, мыслящих граждан, отвечающих за свой свободный выбор.

    Поделиться