14.08.2014 23:25
    Поделиться

    Ирина Краснопольская: Медицина становится жертвой инициатив власти

    Выживет ли отечественная медицина от прописанных ей сомнительных "лекарств"?
    В редакцию позвонила мама ребенка-инвалида, страдающего тяжелым артритом. В голосе слезы: "Мне предложили поучаствовать в каком-то опросе по медицине. Довольна ли я обслуживанием в поликлинике и стационаре? Что думаю о квалификации врачей?... А я даже через суд не смогла получить выписанный врачом и жизненно необходимый малышу препарат! Ну, расскажу я о своем недовольстве - что-то изменится?"

    Вопрос риторический. Тем более что обращение в суд ради получения прописанного врачом препарата, без которого ребенок обречен, стало чуть ли не нормой. И есть объяснение, почему родители не всегда выигрывают суды: суды же не отказывают в лекарстве - просто вместо оригинала препарата дают дженерик. Лечащий врач указал, что "выписанный препарат замене не подлежит"? Но это предписание для пациента, его родителей. Не для суда. Как говорит заведующая ревматологическим отделением Научного центра здоровья детей профессор Екатерина Алексеева, на местах вступает в силу бухгалтерский принцип: оригинал стоит дорого, потому получите дженерик. Не желаете? Платите свои деньги. А то, что ребенок инвалид, и ему по закону положены бесплатные препараты... Это из области эмоций. А здравоохранение счет любит. И чем дальше, тем больше.

    Недавно медиков повергла в отчаяние очередная инициатива: прекратить закупки импортного медицинского оборудования. Пользоваться исключительно отечественным. Цель, как всегда, благая: дорогу отечественному производителю, от зависимости от импорта пора избавляться. Нет даже шприцев, игл своих? Не беда. Нет аппаратуры для высоких технологий? Так надо создавать. Дорогу отечественному производителю! Болезни не ждут? Их надо лечить сегодня?.. Можем порадовать: видимо, шок по поводу отказа от импортного оборудования оказался так силен, что появился документ, поясняющий, что иностранное оборудование не исчезнет из российских больниц полностью. Министерство промышленности и торговли решило ввести лишь некоторые ограничения на конкретный перечень медтехники. Зарубежные производители по-прежнему смогут участвовать в госзакупках.

    Хорошо, здесь отлегло. Но зато во имя борьбы с очередями в поликлиниках (по официальным данным, сокращено 76 поликлинических учреждений и 302 стационара) больничные листы теперь будут электронными. Чтобы его закрыть, не надо идти к врачу, сидеть в очередях у его кабинета. Почувствовали себя лучше - шагайте на работу, и ваш работодатель закроет ваш больничный лист.

    Может выясниться, что на поверку улучшение вашего самочувствия вовсе не означает, что вы действительно выздоровели. Может, ваш выход на работу привел к осложнению болезни? Издержки всегда возможны. Эту инициативу не сами придумали - позаимствовали опыт Литвы. Вот такой сомнительный импортный опыт совсем не эталонной, с точки зрения службы здоровья, страны пришелся ко двору?

    Да, не все благополучно с медицинской помощью. А вот с инициативами... Лекарства не обязательно продавать в аптеках - можно в магазинах. Тогда часть аптек можно будет прикрыть, фармацевтов сократить. У нас же всегда самолечение было на высоте! Каждый сам себе доктор. Нет, конечно, не все лекарства перейдут на магазинный прилавок. Только те, которые не вызывают побочных реакций. Таких нет в природе? А, например, активированный уголь. Правда, и он в любом количестве безвреден, пожалуй, только при использовании в холодильниках для устранения запаха. Но... проявлена инициатива.

    И хорошо, что каждый сам себе доктор. Учитывая это обстоятельство, вводится регламент времени, которое требуется на прием больного в поликлинике, на количество койко-дней в стационаре. Надо же, наконец, научиться считать деньги! Не транжирить их на всяческие беседы с врачом, индивидуальный подход к каждому пациенту. Есть же, наконец, стандарты лечения! Это раньше считалось, что если после посещения врача пациенту не стало лучше, значит, его посетил плохой врач. Пришли иные времена. Если врач, принимая ребенка, не уложился в положенные минуты, значит, плохой педиатр. Если бабуля не успела раздеться перед осмотром, то ее время вышло. Врач уже не сможет ее осмотреть: дабы не угодить в черные списки. Время - деньги!

    Недавно пришла в вестибюль известного федерального центра. А там сплошь кассы, кассы, кассы. Пройти к специалистам можно только через шлагбаум, а он открывается лишь после того, как будет опущен в ячейку жетон, приобретенный в кассе. А центр-то не частный, он государственный. Ничего удивительного? Просто российские государственные медицинские учреждения стали чаще предлагать своим пациентам платить деньги за лечение. Просто пора забыть о нашем конституционном праве на бесплатную медицинскую помощь. Потому в государственных больницах стало меньше на 35 тысяч коек, а в селах - на 14 тысяч коек.

    Жертвой инициатив становятся федеральные медицинские центры. Они создавались для того, чтобы любой россиянин, которому нужна высокотехнологичная помощь, мог ее в этом центре получить. Сейчас в России 122 таких центра по той или иной специализации. В них не только лечат. В них отрабатываются новые медицинские технологии. Отсюда они уходят в практическое здравоохранение. Да, содержание таких учреждений - не копеечное дело. Медицина всегда стоит дорого. Правда, не дороже здоровья. Но... Инициаторы посчитали нужным освободить федеральный бюджет от этого груза и... передать федеральные центры в регионы. Пусть, дескать, регионы несут это бремя. Знаю многих руководителей федеральных центров. Они пытаются доказать, что передача федеральных клиник в региональную сеть гибельна. Даже сейчас не все россияне могут воспользоваться помощью этих центров. Если же они станут региональными, то и вовсе путь в них очень многим будет заказан.

    Инициативы наступают. Со следующего года высокотехнологичная помощь передается в фонд обязательного медицинского страхования - то есть уходит из федерального бюджетного обеспечения. Но бюджет ФОМС не сможет обеспечить ее финансирование. Это реальная угроза всем отраслям медицины. Те же онкобольные не смогут быть обеспечены современным лечением только за счет средств ОМС. И как быть с лечением пожилых пациентов? Кто за них станет платить? Регион? Да, есть регионы, которые берут на себя эту миссию. Но, во-первых, не все. А во-вторых, они озабочены судьбой только своих, региональных пациентов. За "чужих" они платить не станут. И за это их укорять нельзя.

    Укорять надо не их - инициаторов нововведений. Ведь ссылки-то на что федеральный бюджет не в состоянии закупать дорогие препараты, особенно для лечения орфанных, то есть редких заболеваний, онкологических больных, или, например, закупать искусственные хрусталики для глаз, стенты, эндопротезы и так далее не убеждают. Пусть каждый регион сам о себе заботится. Сам ищет продавцов, проводит тендеры и так далее. А потом нередко оказывается, что переплатили, купили за миллионы то, что можно было приобрести за тысячи. Так может, стоит однажды, уж коли мы так бухгалтерски настроены, подсчитать: сколько нужно по всей стране этих самых лекарств, этих искусственных хрусталиков, этих эндопротезов, и закупить их по оптовой, а значит, более низкой цене. И в таком количестве, чтобы хватило всем, кто в этом нуждается. Независимо от возраста, региона, от толщины собственного кошелька. Только потому, что доктор прописал. А не исходя из инициативы...

    Поделиться