- Мушег Лорисович, на ваш взгляд, что необходимо предпринять в отрасли уже сейчас?
- Задачи мясной отрасли и продовольственного рынка страны я бы поделил на краткосрочные (тактические) и среднесрочные (стратегические). Первые заключаются в максимально быстром увеличении доли поставок мяса из стран, не подпадающих под ограничение. Это достаточно легко выполнимо, так как с компаниями из этих стран налажены долгосрочные торговые отношения по импорту мяса. Задача состоит только в увеличении объемов взамен выпадающих стран. Стратегическая задача для отрасли - это импортозамещение. Такая программа уже достаточно успешно реализуется более десяти лет.
- В ближайшей перспективе реально снизить зависимость от импорта?
- На мой взгляд, для снижения зависимости от импорта есть два пути. Первый - рациональный, эффективный с достижением долгосрочной конкурентоспособности. Для этого придется сделать упор в первую очередь на мясо птицы, включая индейку. По нашим прогнозам, для этого потребуется 3-5 лет.
Второй - более затратный вариант, при достижении "условной", временной конкурентоспособности, эффективной только в случае неполного соблюдения протокола о присоединении РФ к ВТО в будущем. Такой подход может занять 6-8 лет и то при "особых" условиях импорта.
- Сколько мы должны завозить мяса, чтобы в стране не возник дефицит?
- Объем необходимого импорта связан как с ростом производства мяса в РФ - около 7-10% в год, - так и с общим потреблением. Для сохранения продовольственного баланса, к примеру, в 2015 году России достаточно импортировать не более 1,25-1,4 млн тонн мяса. Причем с каждым годом ввоз может снижаться на 200 тыс. тонн.
Почти все страны мира, которые экспортируют мясо, одновременно являются импортерами, так как это рационально совпадает с их возможностями производства и необходимого потребления.
Что касается свинины, то ее в стране необходимо дополнительно произвести около 800 тыс. тонн, чтобы полностью отказаться от импорта. По нашим подсчетам, это достаточно затратно и потребует около 4-5 лет. Чтобы отказаться от ввоза говядины, ее нужно произвести около 700 тыс. тонн, на это уйдет около 8-10 лет со значительно большими затратами.
На этом этапе как инвесторам, так и регуляторам необходимо понять, что на вопросы импортозамещения не следует смотреть глазами "товароведа". Если стоит задача заместить импорт говядины, то исходя из линейной логики следует инвестировать в этот сектор, чтобы увеличивать ее производство.
Сегодня во всем мире увеличивается доля потребления мяса птицы, и, напротив, сокращается доля красного мяса. Около 50% внутреннего рынка мяса - это мясо кур, индеек, уток. И на российском рынке мяса птицы всего около 10% импорта.
Считаю, что стоит более интенсивно развивать отечественное птицеводство - это более короткий и эффективный путь импортозамещения. Так, для полного отказа от импорта птицы нужно 500 тыс. тонн продукции, что легко можно сделать за два года. А учитывая себестоимость производства птицы, ее розничные цены и неплохие потребительские качества, для полного импортозамещения следует ставить задачу произвести 1 млн тонн за три года. Этот объем "подъест" объемы импортной свинины и говядины.
- А что ждет предприятия мясоперерабатывающей отрасли?
- Им придется тяжело. Из-за африканской чумы свиней в начале года был приостановлен импорт свинины из ЕС. Это сразу же взвинтило цены на некоторые категории сырья. К примеру, в начале 2014 года шпик свиной стоил 60 рублей, в июне - уже 120 рублей за кг. Многие компании оказались в зоне убыточности. Дальше - хуже. В проекте техрегламентов, часть которых должна вводиться с 2015 года, приняты нормы, которые приведут к еще большим потерям для мясопереработчиков.
- А были уже прецеденты, когда наша страна сталкивалась с подобными экономическими санкциями, которые приводили лишь к минимальным потерям?
- Вспоминается эмбарго на поставку зерна в СССР во время афганского конфликта. Тогда Советский Союз в год на мировых рынках закупал 30-40 млн тонн зерна, и ожидаемый инициаторами санкций "голод" должен быть шокирующим. Однако в результате произошло частичное замещение поставок в других странах, в частности в Аргентине.
И, что более значимо, экономное отношение к зерну и формам более эффективного использования фуража, кормов в целом привело в стране к осознанию необходимости более интенсивно развивать птицеводство, чем продолжать долгосрочно поддерживать многочисленное поголовье малопродуктивного крупного рогатого скота, который дает мало и молока, и мяса. Этот исторический пример очень многому учит нас сегодня.