18.08.2014 23:47
    Поделиться

    Минфин направил в правительство законопроект о введении налога с продаж

    В правительство поступил законопроект о введении налога с продаж
    Минфин направил в правительство РФ законопроект о введении налога с продаж. Платить его будут те, кто реализует товары и услуги. Дополнительные доходы бюджетов субъектов РФ оцениваются в 195 млрд руб. в 2015-м, 211 млрд в 2016-м и 230 млрд в 2017 году. Но это только в том случае, если налог будет введен с 2015 г. всеми без исключения регионами.

    Ранее уже говорилось, что законопроект повторяет нормы о налоге с продаж, которые действовали в России до его отмены в 2004 году. За исключением ставки: в этот раз предложено взимать 3% вместо действовавших 5%. Регионы смогут сами определять итоговую ставку в пределах, обозначенных федеральной властью. Также, согласно законопроекту, не допускается дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком. При этом продажа ряда товаров и услуг будет освобождена от уплаты налога. Так, этим налогом не будут облагаться хлебобулочные изделия, молочные продукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь, лекарства. Также он не будет взиматься с продажи недвижимости и ценных бумаг, услуг ЖКХ и услуг по сдаче в наем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров и с оказания ритуальных услуг. Освобождены от сбора учебная, научная литература, периодические печатные издания. Кроме того, налогом не будут облагаться услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.

    По мнению экспертов, следует готовиться к тому, что налог с продаж будет введен очень быстро. "Статья 5 НК устанавливает, что федеральные и региональные законы, вводящие новые налоги, вступают не ранее 1 января года, следующего за их принятием, и не ранее 1 месяца с момента их принятия и официального опубликования. Поэтому налог с продаж в субъектах РФ может быть введен с 1 января 2015 года. Для этого поправки в НК и региональные законы о введении этого налога должны быть приняты и опубликованы не позднее 30 ноября 2014 года. Времени осталось мало. Или введение налога будет отложено до 1 января 2016 года. Теоретически, конечно, федеральный законодатель, вводя в НК главу о налоге с продаж, может предусмотреть специальные правила, в том числе предоставить субъектам право вводить налог в середине года, однако это маловероятно. Скорее всего, если политическое решение будет принято, то большинство субъектов постарается ввести налог уже с 1 января 2015-го и установить максимально допустимую ставку", - считает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".

    Введение налога может негативно отразиться на бизнесе, но еще сильнее - на покупателе. "Для многих компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих с конечными потребителями, это может стать основанием для ухода в "тень". В то же время бремя налога в большей степени ляжет на конечного потребителя, что также скажется и на покупательной способности граждан", - поясняет Игорь Симонов, адвокат, партнер Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры". Кстати, эксперты советуют законодателям четко указать конечного потребителя. В противном случае за некоторые товары налог будет уплачиваться дважды. "Поскольку объектом налогообложения является реализация товаров конечному потребителю, могут возникнуть дополнительные сложности у ретейлеров, которые реализуют товар частным лицам и индивидуальным предпринимателям. Соответственно, при реализации товаров предпринимателям налог уплачиваться не должен", - говорит Екатерина Болдинова, старший юрист юридической фирмы "ЮСТ".

    Выгоды государства от введения налога не так очевидны. Во-первых, необходимо заново выстроить администрирование "нового-старого" налога в регионах. Во-вторых, экономический эффект может оказаться ниже расчетов минфина. "Так, по оценке экспертов, введение налога может увеличить доходы регионов до 200 млрд руб. Однако, оценивая экономический эффект, необходимо учитывать сопутствующие расходы по сбору налога, а также то, что собрать все 100% налога физически не удастся", - поясняет Денис Зайцев, старший юрист адвокатского бюро DS Law. "Собираемость налога с продаж в период его существования была весьма низкой, порядка 30%", - добавляет Екатерина Болдинова.

    Но у государства нет выбора. В ближайшее время необходимо определить налог, который будет повышен. Иначе региональные бюджеты рискуют остаться без доходов. "По данным бюджетной статистики на конец первой половины 2014-го, дефицитными являются бюджеты более чем 30 субъектов РФ, еще примерно столько же регионов балансируют на грани дефицита. Все серьезные экономические прогнозы исходят из негативного варианта развития российской экономики во втором полугодии. По оптимистичным оценкам, рост ВВП будет равен нулю, по реалистичным - произойдет падение до 1%. Сейчас один из ведущих источников доходов для региональных бюджетов - поступления от налога с прибыли организаций. Кризис 2008-2009 годов показал, что в условиях экономической нестабильности поступления от этого налога могут за считаные месяцы снизиться. В таких условиях большинство субъектов РФ желает обзавестись более стабильным источником доходов. Доходные поступления по косвенным налогам более устойчивы к экономическим неурядицам, поскольку потребление облагаемых налогом товаров не прекращается даже в самые плохие для экономики годы", - поясняет Егор Батанов.

    Поделиться