20.08.2014 23:23
    Поделиться

    В Якутске поставят памятник девочке, проведшей 11 дней в тайге

    Историю чудесного спасения 4-летней Карины в Якутии воплотят в бронзе
    На привокзальной площади аэропорта Якутска будет установлена скульптура, посвященная спасению 4-летней Карины Чикитовой. Малышка выжила после 11 дней скитаний по тайге. Спастись ей помог верный друг, щенок по кличке Найда, увязавшийся в лес за маленькой хозяйкой и согревавший ее своим телом в холодные ночи. Рядом с бронзовыми фигурами девочки и собаки скульптор поместит доску, где на русском и английском языках будет выгравирована эта удивительная история.

    Местечко Олом, где все произошло, представляет собой отдаленный сельскохозяйственный участок в Олекминском районе Якутии. Три жилых дома, несколько заброшенных строений и безбрежная тайга вокруг. В числе восьми постоянных обитателей этой заимки - прабабушка и прадедушка Карины. К ним на лето и приехала мама с дочкой из села Кяччи.

    Пропажу девочки родные обнаружили лишь через три дня после ее исчезновения!

    - 29 июля я работала на сенокосе, - рассказывает мама Карины, 22-летняя Талина Чикитова. - Когда вернулась, от бабушки узнала, что проведать нас приезжал муж, который забрал дочку с собой. Правда, бабушка не видела, как он увез Карину, она вздремнула, когда он уезжал. Но мы были уверены, что девочка с ним.

    Возможности проверить, где находится ребенок, не было. Таксофон, связывающий обитателей заимки с внешним миром, не работал. А до Кяччи - 80 км.

    Связаться с отцом Карины удалось лишь 2 августа. Вот тогда и выяснилось, что дочку он не забирал, поскольку все это время работал в тайге на тушении пожаров.

    Это было страшное открытие. Где ребенок?

    О случившемся сообщили в райцентр, город Олекминск. Но дорог в этих краях нет. Вертолет со спасателями смог вылететь лишь на следующее утро. Правда, на поиски малышки, прихватив собак, сразу отправилось невеликое мужское население Олома. Да из Кяччи срочно выехали мужики, свободные от тушения лесных пожаров. Но этих сил было явно недостаточно для того, чтобы прочесать даже окрестности заимки.

    - Мы выехали туда лишь на четвертые сутки после пропажи ребенка, - рассказывает спасатель Альберт Семенов. - Шансы найти девочку изначально были невелики, и с каждым днем они таяли.

    Не вселяло оптимизма и то, что региональное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело по признакам убийства девочки.

    - А что делать? Мы вынуждены возбуждать дела, связанные с пропажей детей, именно по этой статье, - поясняет представитель управления Надежда Дворецкая. - Понимаю, что это дополнительно бьет по нервам людей, но так надо для того, чтобы закрутился механизм следствия.

    В Олом прибыли оперативно-следственная группа и сотрудники ОМОН. Вооруженные автоматами полицейские оказались здесь очень кстати - их распределили по командам, прочесывающим тайгу.

    - Нам оружие не положено, а вокруг Олома все истоптано медведями. Рядом с автоматчиками ходить было как-то спокойнее. Впрочем, мысли о косолапых сразу переключались в другое русло: где-то в тайге - беспомощный ребенок, - рассказывает Альберт Семенов.


    Видавшие виды мужики не могли сдержать слез. Фото: Служба спасения Республики Саха (Якутия)

    От местных жителей узнали, что вместе с Кариной исчез пятимесячный щенок, дворняжка Найда, с которой девочка не разлучалась. Потому искали не только детские, но и собачьи следы. Однажды все радостно переполошились, услышав в лесу далекий лай. В небо подняли беспилотник. Увы, его камера обнаружила не маленького щенка, а двух взрослых собак.

    А 8 августа Найда объявилась в Оломе. Оголодавшая, измотанная. Никто не видел, откуда она прибежала. Попытались определить с помощью ищеек, но обученные искать людей собаки не брали след своего сородича.

    Ситуация грозила взорваться отчаянием. Ночи здесь в августе холодные, 5-7 градусов тепла плюс то и дело моросящий дождик. До этого времени щенок, скорее всего, согревал Карину своим телом. А теперь малышка осталась в тайге совсем одна - если еще жива.

    Ближе к вечеру вновь вспыхнула надежда - на берегу таежной речки был обнаружен детский след. Ребенок оставил в речном илу отпечаток ноги, обутой то ли в носочек, то ли в колготки. А рядом четко отпечатался след щенка. Это открытие вселило такую уверенность в успехе, что вечером психолог республиканской Службы спасения Екатерина Алексеева объявила:

    - Все, ребята, завтра найдем Карину!

    Позже она объяснила корреспонденту "РГ" свое предсказание:

    - В таких ситуациях все чувства обостряются. В том числе и шестое чувство. Поверите, нет - была уверена, что найдут живую и именно завтра.

    9 августа с утра все (а к этому времени на Оломе собралось более 60 полицейских, спасателей и добровольцев), отправились прочесывать сектор, где были обнаружены следы.

    - В 6 километрах от заимки мне пришлось идти в общей цепи по заболоченному лугу, - рассказывает житель села Кяччи Артем Борисов. - Я уже прошел место с высоким кочкарником, когда что-то заставило меня обернуться. И сразу увидел девочку. Она сидела в густой траве.

    От неожиданности он закричал: "Нашел тело!". На его крики стали сбегаться люди.

    - Я бежал вместе со всеми, и в голове билась мысль: "Ну почему тело, не может быть!". Потом услышал: "Живая!", - вспоминает Альберт Семенов. - Карина была одета только в маечку и изодранные о кусты колготки. Она вся была искусана комарами и мошкарой, но двигалась и говорила - попросила попить и поесть.

    Видавшие виды мужики не могли сдержать слез.

    - Все ходили с мокрыми глазами. Все, кроме меня, хотя чувства были очень сильными, - говорит Екатерина Алексеева. - Мне реветь в таких случаях не положено. Надо было работать с родственниками Карины. Там стоял вселенский плач. На этот раз - от счастья.


    8 Августа в Оломе объявилась дворняжка Найда, которая ушла с Кариной. Никто не видел, откуда она прибежала. Попытались определить с помощью ищеек, но обученные искать людей собаки не брали след. Фото: Александр Ли / Якутск вечерний

    Девочку вертолетом переправили в райцентр, а оттуда - в Якутск, в Национальный центр медицины. Ее состояние врачи оценили как тяжелое, но не угрожающее жизни.

    - У нее очень сильный характер, - отмечает Екатерина Алексеева. - После 11 дней скитаний по лесу психически она вполне здорова. И в глазах малышки, когда ее нашли, не было страха. Ее приходится даже не лечить, а просто откармливать.

    Медики кормят Карину дробными порциями - часто, но помаленьку, чтобы не перекормить после 11 дней голодания. Когда девочку искали, спасатели предполагали, что в лесу она может питаться ягодой (в этих краях много голубики, брусники и смородины).

    - Врачи выяснили, что за все эти дни она не ела вообще ничего. Совсем, - рассказала корреспонденту "РГ" мама девочки.

    В отделение гастроэнтерологии, куда Карину положили вместе с матерью, посторонним вход запрещен, потому с Талиной Чикитовой мы разговаривали в коридоре медцентра. Женщина вышла из палаты с зажатым в руке экраном "видеоняни", на котором отображалась койка с лежащей на ней малышкой. И не сводила с него глаз. И едва ли не каждую минуту, увидев на дисплее какое-то движение, убегала в палату:

    - Извините, дочка зовет.

    Я понял, что после случившегося они уже не могут жить друг без друга ни единого мгновения. Боятся снова потеряться.

    Поделиться