Принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года
Настоящий Закон определяет принципы государственного регулирования туристской деятельности в Республике Крым, а также отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и других прав при совершении путешествий на территории Республики Крым.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
2) турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
3) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (предоставлению туристских услуг);
4) туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туристских услуг), осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
5) турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (туристских услуг), осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
6) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке туристов и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
7) внутренний туризм - путешествия в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
8) въездной туризм - путешествия в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
9) туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные, информационные, интеллектуальные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
10) туристский (экскурсионный) маршрут - заранее спланированный путь следования туриста (экскурсанта) в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой туристских услуг;
11) туристская стоянка - оборудованная территория для организации привала или ночевки туристов;
12) туристские услуги - услуги размещения, питания, транспортные, экскурсионные и иные виды услуг, предоставляемые туристу субъектами туристской индустрии;
13) туристский кластер - сконцентрированная на ограниченной территории Республики Крым группа взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций: туроператоров, турагентов, средств размещения, объектов экскурсионного показа, поставщиков туристских услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга в сфере туризма;
14) туристская индустрия - совокупность средств размещения, объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, объектов инфраструктуры, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
15) субъекты туристской индустрии - юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере туристской индустрии в Республике Крым;
16) объекты туристской индустрии - средства размещения, объекты санаторно-курортного оздоровления и отдыха, транспортные средства, объекты общественного питания, объекты и средства развлечения, объекты познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного, яхтенного туризма и иного назначения, объекты инфраструктуры;
17) заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
18) формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
19) продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, организация инфотуров, издание каталогов, буклетов и другое);
20) реализация туристского продукта (туристской услуги) - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта (туристской услуги) с туристом или иным заказчиком туристского продукта (туристской услуги), а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
21) туристская выставка - выставочно-ярмарочное мероприятие, направленное на привлечение туристов в Республику Крым, поддержание интереса к туристским ресурсам Республики Крым, туристской деятельности в Республике Крым;
22) средство размещения - помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения;
23) коллективные средства размещения - помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения;
24) индивидуальные средства размещения - средства размещения общей площадью спальных помещений не более 500 м2, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения;
25) малые средства размещения - помещения, используемые организациями различных организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, оборудованные для предоставления услуг размещения с номерным фондом не более 50 номеров;
26) экскурсионные услуги - туристские услуги по разработке, организации и проведению экскурсий;
27) экскурсия - услуга по организации посещения (ознакомления) с объектами экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами в сопровождении экскурсовода (гида), гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки;
28) объекты экскурсионного показа - музейные учреждения, памятные места, здания и сооружения, памятники истории, культуры, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты, промышленные и другие предприятия, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам;
29) тур - комплекс услуг по размещению, питанию, перевозке туристов, экскурсионные услуги, а также услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников и иные услуги, предоставляемые в зависимости от цели путешествия;
30) экскурсант - потребитель экскурсионных услуг на территории Республики Крым;
31) место реализации экскурсионных услуг - специально оборудованное место для розничной реализации экскурсионных услуг;
32) экскурсовод (гид) - лицо, имеющее соответствующую профессиональную подготовку, прошедшее аттестацию в Республике Крым, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа на туристском (экскурсионном) маршруте в Республике Крым;
33) гид-переводчик - лицо, имеющее соответствующую профессиональную подготовку, прошедшее аттестацию в Республике Крым, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа на туристском (экскурсионном) маршруте в Республике Крым;
34) инструктор-проводник - лицо, имеющее соответствующую профессиональную подготовку, прошедшее аттестацию в Республике Крым, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов для спортивного туризма в Республике Крым;
35) безопасность туризма - личная безопасность туристов и работников сферы туризма, сохранность их имущества и обеспечение сохранности окружающей природной среды во время путешествия (тура);
36) туризм организованный - туризм, организуемый субъектами туристской индустрии, зарегистрированными на территории Республики Крым;
37) туризм самодеятельный - туризм, организуемый на территории Республики Крым туристами самостоятельно;
38) туризм аграрный - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с сельскохозяйственным производством и деятельностью сельскохозяйственных предприятий на территории Республики Крым;
39) туризм винный - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с винодельческим производством, дегустацией винодельческой продукции и деятельностью винодельческих предприятий и виноградарских агрохозяйств на территории Республики Крым;
40) туризм деловой - путешествия, осуществляемые с деловыми целями и предполагающие участие в работе конгрессов, форумов, выставок, симпозиумов, съездов, семинаров и других бизнес-мероприятий на территории Республики Крым;
41) туризм детский - организованные путешествия группы детей дошкольного и школьного возраста в сопровождении взрослых на территории Республики Крым;
42) туризм культурно-познавательный - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с объектами историко-культурного наследия, расположенными на территории Республики Крым;
43) туризм лечебно-оздоровительный - туризм, организуемый с целью лечения и профилактики заболеваний, оздоровления на основе использования природных лечебных ресурсов, расположенных на территории Республики Крым;
44) туризм религиозный - путешествия с целью посещения культовых объектов Республики Крым и ознакомления с их историей;
45) туризм подводный - погружение под воду индивидуальных туристов или организованных групп туристов в сопровождении инструктора-проводника с целью посещения подводных объектов естественного и искусственного происхождения на территории Республики Крым;
46) туризм сельский - путешествия, предполагающие проживание туристов в индивидуальных или малых средствах размещения сельской местности Республики Крым, их приобщение к традиционному укладу жизни сельских жителей;
47) туризм событийный - туризм, ориентированный на посещение Республики Крым в определенное время, связанное с проведением каких-либо событий (фестивалей, конкурсов, соревнований и т. д.);
48) туризм социальный - туризм в Республике Крым, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
49) туризм спортивный - путешествия, походы, массовые спортивные мероприятия, туристско-спортивные туры по территории Республики Крым, включающие элементы спорта (пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-, мото-, спелео-, парусный, конный);
50) туризм экологический - путешествия, ориентированные на углубленное ознакомление с природными ценностями территории Республики Крым и сохранение природы;
51) туризм этнографический - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с материальной и духовной культурой, особенностями быта, обрядов и обычаев этносов, проживающих на территории Республики Крым;
52) туризм яхтенный - путешествие по территории Республики Крым, на протяжении которого средством передвижения и основным местом ночевок является маломерное судно (парусная или моторная яхта), находящееся в собственности либо взятое в аренду.
Статья 2. Правовое регулирование в области туристской деятельности
Правовое регулирование в области туристской деятельности на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Статья 3. Принципы регулирования туристской деятельности в Республике Крым
Основными принципами регулирования туристской деятельности в Республике Крым являются:
признание туризма одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Крым;
создание благоприятных условий для развития туризма;
поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
защита прав и охраняемых законом интересов туристов, в том числе обеспечение их безопасности при осуществлении туризма;
оказание поддержки субъектам туристской индустрии, зарегистрированным на территории Республики Крым, осуществляющим туристскую деятельность, направленную на развитие внутреннего и въездного туризма.
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы регулирования туристской деятельности в Республике Крым
1. Основными целями регулирования туристской деятельности в Республике Крым являются:
1) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и иных прав, возникающих при осуществлении туризма;
2) формирование позитивного имиджа о Республике Крым как о регионе, наиболее благоприятном для осуществления туризма;
3) создание современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей туристов в разнообразных и качественных туристских услугах;
4) создание туристских кластеров;
5) создание единой системы информационного обеспечения сферы туризма;
6) создание новых рабочих мест;
7) повышение качества обслуживания туристов на территории Республики Крым;
8) охрана окружающей природной среды;
9) сохранение и рациональное использование туристских ресурсов Республики Крым.
2. Регулирование туристской деятельности в Республике Крым осуществляется путем:
1) разработки нормативных правовых актов;
2) информационного обеспечения туризма;
3) создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
4) налогового регулирования;
5) содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
6) развития научных исследований в сфере туризма;
7) аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, и мониторинга их деятельности;
8) содействия участию субъектов туристской индустрии Республики Крым и их объединений в республиканских, федеральных и международных туристских программах;
9) осуществления международного сотрудничества и сотрудничества с субъектами Российской Федерации в сфере туризма;
10) иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством.
Статья 5. Полномочия Государственного Совета Республики Крым в сфере туристской деятельности
К полномочиям Государственного Совета Республики Крым в сфере туристской деятельности относятся:
1) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Крым по вопросам туристской деятельности и развития туризма в Республике Крым;
2) контроль за соблюдением и исполнением настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Крым по вопросам туристской деятельности и развития туризма;
3) осуществление международных связей в сфере туристской деятельности;
4) определение порядка управления объектами собственности Республики Крым туристского назначения;
5) рассмотрение иных вопросов в сфере туристской деятельности.
Статья 6. Полномочия Совета министров Республики Крым в сфере туристской деятельности
К полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере туристской деятельности относятся:
1) определение основных задач и приоритетных направлений в сфере туристской деятельности и развития туризма в Республике Крым;
2) принятие нормативных правовых актов Республики Крым по вопросам туристской деятельности, установление норм и правил пользования туристскими ресурсами, объектами туристской индустрии, туристскими (экскурсионными) маршрутами, принятие решений о создании и утверждении правового статуса туристских ресурсов Республики Крым;
3) разработка и утверждение программ Республики Крым, направленных на развитие туристской деятельности, и осуществление контроля за их реализацией;
4) решение вопросов развития и совершенствования туристской инфраструктуры;
5) определение размеров платы за пользование туристскими ресурсами, находящимися в собственности Республики Крым;
6) осуществление контроля за рациональным использованием, охраной и защитой туристских ресурсов Республики Крым;
7) установление границ рекреационных зон на территории Республики Крым;
8) установление предельно допустимых рекреационных нагрузок на рекреационные зоны Республики Крым и особо охраняемые природные территории;
9) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, расположенным на территории Республики Крым;
10) создание благоприятных условий для инвестиций в сферу туризма;
11) разработка мер по обеспечению защиты прав и законных интересов туристов, их безопасности на территории Республики Крым и осуществление контроля за их реализацией;
12) содействие в кадровом обеспечении туристской деятельности;
13) организация рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности;
14) определение порядка ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым;
15) осуществление международных связей в сфере туристской деятельности;
16) установление туристской символики Республики Крым;
17) рассмотрение иных вопросов в сфере туристской деятельности.
Статья 7. Полномочия специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма
К полномочиям специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма (далее - специально уполномоченный орган) относятся:
1) поддержка и развитие приоритетных направлений туристской деятельности в Республике Крым;
2) координация деятельности органов местного самоуправления в сфере туризма и субъектов туристской индустрии на территории Республики Крым;
3) осуществление в пределах своих полномочий нормативно-правового регулирования в сфере туризма;
4) разработка, координация и исполнение программ Республики Крым, направленных на развитие туристской деятельности;
5) мониторинг состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Республики Крым;
6) оказание в пределах своих полномочий государственных услуг в сфере туризма;
7) ведение реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым;
8) содействие формированию и развитию туристских кластеров на территории Республики Крым;
9) информационное обеспечение туризма в Республике Крым, в том числе организация распространения информации о туристской индустрии Республики Крым, участие в создании туристских информационных центров и обеспечении их функционирования;
10) продвижение региональных туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках;
11) содействие в обеспечении защиты прав и интересов туристов, разработка и реализация в пределах установленной компетенции мер, направленных на обеспечение безопасности туристов на территории Республики Крым;
12) оказание информационной и консультационной поддержки субъектам туристской деятельности, зарегистрированным на территории Республики Крым;
13) проведение аккредитации организаций, зарегистрированных на территории Республики Крым, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, мониторинг их деятельности;
14) проведение аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, а также инструкторов-проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым;
15) реализация мер по развитию системы навигации и ориентирования для туристов;
16) проведение анализа, разработка прогноза финансовых, экономических, социальных и иных показателей, а также оценка эффективности мер по созданию условий для развития туризма в Республике Крым;
17) проведение маркетинговых исследований в сфере туризма Республики Крым;
18) осуществление мониторинга статистической отчетности в сфере туризма;
19) организация проведения научных исследований в сфере туризма на территории Республики Крым;
20) организация и проведение форумов, конференций, совещаний, семинаров, выставок, ярмарок и других региональных и межмуниципальных мероприятий по вопросам туристской деятельности;
21) организация и координация мероприятий по повышению квалификации кадров в сфере туризма;
22) осуществление взаимодействия с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, в том числе с саморегулируемыми организациями, зарегистрированными на территории Республики Крым;
23) рассмотрение иных вопросов в сфере туристской деятельности.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в Республике Крым в сфере туризма
В целях создания условий для развития туризма органы местного самоуправления в Республике Крым осуществляют следующие полномочия:
1) определение приоритетных направлений развития туризма и реализация в пределах своих полномочий мер по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований;
2) принятие нормативных правовых актов по вопросам развития туризма;
3) разработка и организация выполнения муниципальных программ, направленных на развитие туризма;
4) оказание муниципальных услуг в сфере туризма;
5) создание в пределах своих полномочий условий для развития туристской индустрии на территориях муниципальных образований;
6) содействие продвижению туристских продуктов, сформированных на территориях муниципальных образований, на внутреннем и мировом туристских рынках;
7) организация проведения инвентаризации туристских ресурсов муниципальных образований;
8) содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам муниципальных образований;
9) содействие охране и сохранению туристских ресурсов муниципальных образований;
10) содействие организации и функционированию туристских информационных центров на территориях соответствующих муниципальных образований;
11) организация и проведение муниципальных мероприятий в сфере туризма;
12) участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятий в сфере туризма, проводимых на территориях соответствующих муниципальных образований;
13) обустройство туристских маршрутов и объектов туристского показа муниципальных образований;
14) содействие в создании новых рабочих мест в сфере туризма;
15) решение иных вопросов, направленных на создание условий для развития туризма.
Статья 9. Создание и функционирование Координационного совета по развитию туризма в Республике Крым
В целях координации участия в туристской деятельности органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, общественных (некоммерческих) туристских организаций и объединений, субъектов туристской индустрии, для обеспечения эффективного государственно-частного партнерства в сфере туризма при специально уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Крым в сфере курортов и туризма создается и функционирует Координационный совет по развитию курортов и туризма в Республике Крым.
Положение о Координационном совете по развитию курортов и туризма в Республике Крым утверждается специально уполномоченным органом.
Решения Координационного совета по развитию курортов и туризма в Республике Крым носят рекомендательный характер.
Статья 10. Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии
Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов, расположенных в Республике Крым, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Классификация объектов туристской индустрии (средств размещения, объектов санаторно-курортного оздоровления и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного, яхтенного туризма и иного назначения, объектов инфраструктуры) и туристских (экскурсионных) маршрутов в Республике Крым является обязательной и осуществляется аккредитованными организациями, зарегистрированными в Республике Крым.
Классификация объектов туристской индустрии осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аккредитация организаций, осуществляющих указанную классификацию, проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Глава 3. ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Статья 11. Объединения субъектов туристской индустрии
Участники отношений, которые возникают при осуществлении туристской деятельности, - юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, предоставляющие туристские услуги, с целью реализации и защиты своих прав и законных интересов в сфере туризма могут создавать объединения, которые являются юридическими лицами или без создания юридических лиц, или вступать в такие объединения в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Объединения субъектов туристской индустрии могут направлять свою деятельность:
на подготовку предложений по развитию туризма, охране туристских ресурсов, их сохранению и восстановлению, порядку использования;
на популяризацию туризма и содействие его развитию;
на разработку собственных стандартов туристского, гостиничного, экскурсионного и другого обслуживания, принятие кодексов практики и правил профессиональной этики;
на внедрение собственных систем контроля качества осуществления туристской деятельности;
на предложение для общего использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые предоставляют туристские услуги, знаков для товаров и услуг;
на совершенствование образовательных программ по профессиональному обучению в сфере туризма, повышения уровня профессиональной подготовки работников и специалистов в сфере туризма;
на саморегулирование в сфере туризма;
на реализацию и защиту общих прав и интересов субъектов туристской индустрии;
на решение других задач, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и Республики Крым.
Глава 4. БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА
Статья 12. Обеспечение безопасности туристов
1. Безопасность туризма включает в себя комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на обеспечение личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, а также обеспечение сохранности окружающей природной среды, материальных и духовных ценностей общества, безопасности государства.
2. В целях обеспечения безопасности туристов туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, вправе заключать договоры на выполнение аварийно-спасательных работ с профессиональными аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями) или создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования, обеспечивать их подготовку и аттестацию в установленном законодательством порядке.
Собственники и (или) пользователи земельных участков, по которым проходят туристские (экскурсионные) маршруты в Республике Крым, вправе заключать договоры со специализированными службами по обеспечению безопасности туристов.
3. При организации спортивного туризма субъекты туристской индустрии обязаны уведомлять о сроках и маршруте тура (соревнования) орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по месту проведения тура (соревнования).
4. Туроператоры, турагенты, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экскурсионное обслуживание или предоставляющие услуги спортивного туризма, обязаны осуществлять уведомительную регистрацию туристских групп, следующих по туристским (экскурсионным) маршрутам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), в специализированных службах по обеспечению безопасности туризма и организациях, осуществляющих обеспечение безопасности туризма.
5. Туроператоры, турагенты, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экскурсионное обслуживание или предоставляющие услуги спортивного туризма, обязаны незамедлительно информировать исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения туристских (экскурсионных) маршрутов на территории Республики Крым.
Статья 13. Комплекс мер по обеспечению безопасности туристов, выполняемых субъектами туристской индустрии
Мерами по обеспечению безопасности туристов, выполняемыми субъектами туристской индустрии, являются:
1) предоставление туристам (экскурсантам) исчерпывающих сведений об особенностях тура, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться во время путешествия (экскурсии), походов;
2) надлежащее оборудование туристских (экскурсионных) маршрутов;
3) обеспечение туристов качественным и исправным снаряжением и инвентарем;
4) оказание помощи в организации и проведении аварийно-спасательных работ;
5) инструктаж туристов (экскурсантов) по приемам защиты от травматизма и несчастных случаев, оказанию первой медицинской помощи;
6) разработка памяток для туристов (экскурсантов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) проверка специальной подготовки экскурсоводов, инструкторов-проводников, руководителей походов к путешествиям (экскурсиям), походам по туристским (экскурсионным) маршрутам, соревнованиям и другим туристским мероприятиям при организации спортивного туризма;
8) иные меры по обеспечению безопасности туристов, разрабатываемые самостоятельно.
Статья 14. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Республики Крым, осуществление мероприятий по предотвращению возникновения и оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, проведение аварийно-спасательных работ на водных объектах, в горнолесной зоне и других рекреационных зонах Республики Крым, а также ежегодное проведение подготовки/ переподготовки матросов-спасателей осуществляются специализированными службами, определяемыми Советом министров Республики Крым.
Статья 15. Контроль за обеспечением безопасности туристов
Контроль за обеспечением безопасности туристов осуществляют в пределах установленной компетенции органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 5. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Статья 16. Туристские ресурсы Республики Крым
1. Туристские ресурсы, расположенные на территории Республики Крым, по своему значению подразделяются на туристские ресурсы федерального значения, государственного значения и туристские ресурсы местного значения.
Признание объектов, расположенных на территории Республики Крым, туристскими ресурсами местного значения осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с природной, историко-культурной, лечебно-оздоровительной ценностью объекты, составляющие туристские ресурсы Республики Крым, подразделяются на следующие виды:
объекты туристского показа (природные, исторические, архитектурные и иные объекты, представляющие экологическую, историческую и эстетическую ценность);
объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов (музейные учреждения и другие объекты культурного назначения);
лечебно-оздоровительные объекты (курортные территории, санаторно-курортные учреждения, пляжи и т. д.);
спортивно-туристские объекты (скалы, каньоны, туристские трассы и т. д.).
2. Классификация и оценка туристских ресурсов, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов и меры по их восстановлению, порядок их использования с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Статья 17. Доступность туристских ресурсов
1. Все туристские ресурсы Республики Крым на территории Республики Крым являются достоянием Республики Крым и должны быть доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если отсутствуют установленные законом ограничения.
2. Охрана туристских ресурсов Республики Крым проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ограничение доступа к туристским ресурсам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Ограничение доступа к конкретным объектам туристского показа определяется соответствующими органами, в ведении которых они находятся.
4. Для людей с ограниченными физическими возможностями обеспечивается доступ к туристским ресурсам.
Глава 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Статья 18. Система информационного обеспечения туристской деятельности в Республике Крым
1. Единая система информационного обеспечения туристской деятельности в Республике Крым создается в целях формирования единого информационного пространства, обеспечения актуальной информацией органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, субъектов туристской индустрии, туристов и населения по вопросам туристской деятельности на территории Республики Крым.
2. Создание целостной взаимосвязанной системы туристских информационных центров в Республике Крым.
3. Порядок создания единой системы информационного обеспечения туристской деятельности в Республике Крым и порядок предоставления информации устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Статья 19. Реестр субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестр туристских ресурсов Республики Крым
1. Реестр субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестр туристских ресурсов Республики Крым формируются в целях учета субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Республики Крым.
2. Ведение реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым осуществляет специально уполномоченный орган.
3. Порядок формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым утверждается Советом министров Республики Крым.
4. Регистрация субъектов и объектов туристской индустрии на территории Республики Крым носит обязательный характер.
Статья 20. Туристско-рекреационное планирование и туристско-рекреационное зонирование в Республике Крым
1. Туристско-рекреационное планирование и туристско-рекреационное зонирование в Республике Крым проводятся в целях установления границ туристско-рекреационных зон, привлекательных для инвестирования.
2. Туристско-рекреационное планирование и туристско-рекреационное зонирование в Республике Крым осуществляются специально уполномоченным органом на основе схемы территориального планирования Республики Крым.
3. Определение порядка туристско-рекреационного планирования и туристско-рекреационного зонирования в Республике Крым, размещение объектов туристской индустрии, определение туристских маршрутов в пределах Республики Крым осуществляются Советом министров Республики Крым.
4. Туристско-рекреационное планирование и туристско-рекреационное зонирование особо охраняемых природных территорий Республики Крым осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым по согласованию со специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области охраны окружающей среды.
Статья 21. Создание туристских стоянок (зон отдыха)
1. Для обеспечения безопасности физических лиц, самостоятельно совершающих путешествие или экскурсию, создаются туристские стоянки (зоны отдыха).
2. Порядок создания туристских стоянок (зон отдыха) устанавливается Советом министров Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Статья 22. Цели и принципы эксплуатации объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов
1. Целями эксплуатации объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов на территории Республики Крым являются:
1) развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Крым в целях повышения конкурентоспособности туристских услуг;
2) обеспечение комплексной и личной безопасности туристов;
3) получение доходов и повышение экономической эффективности деятельности субъектов туристской индустрии;
4) разработка и реализация программ пребывания туристов на туристском (экскурсионном) маршруте;
5) организация условий для реализации традиционной сувенирной продукции.
2. Эксплуатация объектов туристской индустрии и туристских (экскурсионных) маршрутов на территории Республики Крым основывается на следующих принципах:
1) координация действий субъектов туристской индустрии по предоставлению конкурентоспособных услуг на туристских (экскурсионных) маршрутах;
2) обеспечение природоохранных мероприятий;
3) создание инвестиционной привлекательности туристских (экскурсионных) маршрутов;
4) активное рекламное продвижение туристских (экскурсионных) маршрутов в печатных и электронных средствах массовой информации, на республиканских, российских и международных выставках;
5) развитие материальной базы туристской индустрии в Республике Крым;
6) ознакомление туристов с рекреационными ресурсами и историко-культурным наследием Республики Крым.
Статья 23. Паспорт туристского (экскурсионного) маршрута
1. Субъекты туристской индустрии для введения в эксплуатацию туристского (экскурсионного) маршрута должны оформить паспорт туристского (экскурсионного) маршрута.
2. Порядок оформления паспорта туристского (экскурсионного) маршрута определяется Советом министров Республики Крым.
3. Информация о туристском (экскурсионном) маршруте вносится в реестр объектов туристкой индустрии Республики Крым.
Глава 7. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 24. Сотрудничество с субъектами Российской Федерации в сфере туристской деятельности
1. Органы государственной власти Республики Крым взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития туристской деятельности, разрабатывают и реализуют совместные программы развития туристской деятельности.
2. В целях развития туристской деятельности могут заключаться соглашения с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в сфере туристской деятельности.
Статья 25. Осуществление международных связей в сфере туристской деятельности
Органы государственной власти Республики Крым в порядке, предусмотренном действующим законодательством, осуществляют международные связи с органами государственной власти иных государств, а также заключают соглашения, направленные на развитие туристской деятельности.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Особенности осуществления туристской деятельности на территории Республики Крым
Туристскую деятельность на территории Республики Крым могут осуществлять только субъекты, зарегистрированные на территории Республики Крым.
Статья 27. Источники финансирования сферы туризма в Республике Крым
Источниками финансирования сферы туризма в Республике Крым могут быть средства федерального бюджета, бюджета Республики Крым, местных бюджетов, внебюджетных фондов, кредиты банков, государственные инвестиции, средства частных и иностранных инвесторов, а также иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Невыполнение должностными лицами, работниками органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления в Республике Крым, а также субъектами туристской индустрии требований настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме положений статьи 10, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
Временно исполняющий обязанности Главы Республики Крым С.Аксенов
Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией