25.08.2014 23:30
    Поделиться

    Сергей Аксенов: Развитие Крыма сплотит гражданское общество России

    Выбрав для себя российский путь, Крым, как новый субъект Федерации, может стать образцом развития для всей страны. Более того, полуостров с богатой и уникальной историей претендует стать одним из ключевых центров всего Русского мира. И нынешние противоречия с Украиной этому не помеха. Отношения с ней, несомненно, нормализуются с приходом к власти в Киеве здравомыслящих и прагматичных людей.

    Почему я в этом уверен? Если кто-то хоть мало-мальски увлекался историей, тот, безусловно, со мной согласится, что Крым - колыбель славяно-православной евразийской цивилизации. Даже его историческое название "Таврида" (а в Российской империи он так и назывался - Таврическая губерния) отражает глубинные смыслы и многовековой контекст политического и общественного развития. Это "котел истории". В нем переплавлялись племена, народы и даже целые государства.

    Но в основе развития полуострова четко прослеживается одна стержневая линия - православие. По сути Крым - многовековой центр христианства. Здесь несли свое служение величайшие святые: от апостола Андрея Первозванного до святителя Луки. С Крымом связано ключевое событие в истории Русского мира - Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром (в летописях оно связано с первым русским завоеванием Херсонеса). Даже идеология русской государственности и символика - двуглавый орел - также восприняты через Крым. Уже к середине XIX столетия полуостров в общественном сознании был неразрывно связан с Россией. И яркое тому свидетельство хотя бы Крымская война 1853-1856 годов. Десятки тысяч русских людей - элита нации - отчаянно сражались на бастионах Севастополя и в Крыму... И эту кровную связь не разорвать.

    Сегодня кое-кто пытается всю историю Крыма свести к 1954 году, лукавя и сознательно пренебрегая очевидными фактами. Вынужден повторять и повторять: внутрисоюзная передача административного управления Крымом от РСФСР к УССР, предпринятая Никитой Хрущевым в 1954 году, была антиконституционной. В то время в рамках единого государства этот акт не имел существенных политических последствий. Украинская община Крыма была полностью интегрирована с русской и всегда выступала с ней как единое целое. Но обретение Украиной независимости обострило проблемы взаимоотношений Крыма и Киева. Остро поставило перед населением полуострова вопрос о сохранении собственной идентичности и суверенитета. Поэтому, обретя в начале 90-х годов ХХ века автономию в рамках Украины, большинство жителей Крыма в культурном, языковом и ментальном отношении оставались в пространстве России.


    Крымчане встречают гостей. В этом году аэропорт Симферополь принял уже около трех миллионов пассажиров. Фото: Виктор Васенин/ РГ.

    Антиконституционный переворот в Киеве в феврале 2014 года лишь усугубил ситуацию. К власти в Киеве, как известно, пришло правительство, которое попыталось искусственным образом навязать так называемый европейский выбор (а по существу неприемлемый для крымчан отрыв от России), ввести жесткую националистическую политику в сфере языка, образования, культуры. При этом все действия киевской власти шли вразрез даже с правовым полем самой же Украины, нарушались базовые положения Конституции. Киев попытался объявить законно действующий Верховный Совет Крыма нелегитимным и помешать проведению всенародного референдума, хотя статья 138.2 Украинской Конституции прямо относила к ведению Автономной Республики Крым "организацию и проведение местных референдумов", причем без каких-либо ограничений по их предметному содержанию.

    Но народ не безмолвствовал. Несмотря на препятствия и силовые угрозы, чинимые киевскими властями, крымчане единодушно высказались на референдуме за историческое воссоединение с Россией.

    Историческая справедливость восторжествовала. Только демократический выбор двухмиллионного народа полуострова почему-то неугоден не только Киеву, но и некоторым западным странам, что поддерживают действия нынешних властей, рожденных майданом. Они навязчиво пытаются убедить мировое сообщество, что у 146-милионной России нет законного права защищать своих соотечественников, оказавшихся не по своей воле отрезанными произвольно начерченными в советское время границами от своей исторической Родины. Более того, никто на Западе не хочет осознавать наличие серьезной проблемы, состоящей в том, что русские в результате распада СССР, как образно отметил президент России Владимир Путин, стали одной из самых крупных в мире разделенных наций. И, оставшись вне границ исторической Родины, они имеют право на сохранение собственной идентичности и на равные с титульной нацией демократические права...

    Никого же на Западе не возмущает, что французы, проживающие сегодня в Бельгии, имеют право на родной язык и широкую автономию. А в маленькой Финляндии, чье население едва превышает пять миллионов, второй по численности национальностью являются шведы, составляющие порядка шести-семи процентов от всего населения Финляндии (около 300 тысяч человек). Шведская община под неусыпным оком Шведского королевства добилась, чтобы ее язык признавался в качестве второго государственного, а национальная автономия на Аландских островах имела все атрибуты государственности, в том числе собственный флаг и местные подразделения полиции. Более того, острова выпускают собственные почтовые марки и представляются (в составе финской делегации) в Совете министров Северного совета... Однако миллионам русских и русскоязычных на Украине этого не позволено. Категорически. Почему же в этом случае перестают действовать так называемые европейские демократические ценности? И что эти "ценности" стоят, когда на востоке Украины против собственного населения власти применяют ракеты, артиллерию и танки, по мирным жителям бьют системы залпового огня, на их головы сбрасывают фосфорные бомбы, осуществляется геноцид и этническая чистка, ведется беспощадная борьба с инакомыслием, где убивают детей, преследуют не только журналистов, но и священников Московского Патриархата...

    Если таким путем киевские правители хотят доказать, что "Украина - цэ Европа", то им, во-первых, нелишне напомнить, что самая крупная европейская страна - это Россия, а, во-вторых, англо-саксонской Европой Украина никогда не была и никогда не станет. Если, конечно, ее нынешние властители окончательно не уничтожат православно-славянскую идентичность украинской нации, а по сути не истребят свой народ...

    Уже сегодня очевидно, что насильственный разворот Украины в сторону Запада серьезно подорвет основы украинской экономики, приведет к очередному всплеску трудовой миграции. По данным Международной организации по миграции, в странах ЕС и в России сегодня и так работает семь миллионов украинцев, из них только 500 тысяч имеют официальное разрешение на работу. Не украинские предприятия будут конкурировать на мировых рынках, а "заробитчане" будут конкурировать на рынке дешевой рабочей силы с беженцами из наиболее депрессивных стран Восточной Европы, Северной Африки и Азии.

    Поэтому Крым осознанно выбрал другой путь. Путь поступательного и созидательного развития. Возвращение Крыма в состав России дает старт новому этапу развития не только инфраструктуры полуострова, но и формирует важный для страны центр развития сотрудничества между всеми государствами Черноморско-Балканского региона, включая и Украину. Данная задача становится особенно актуальной в свете усиливающегося международного соперничества в вопросах добычи и транспортировки нефти и газа, перспектив разработки весьма значительных углеводородных ресурсов Черного моря.

    Я убежден, что новый Крым станет не водоразделом в отношениях между Украиной и Россией, а мостом. Политики приходят и уходят, а народы, братские по крови, по культуре, остаются. Несложно прогнозировать, что на следующем цикле смены элит в Киеве к власти придут прагматичные люди, настроенные на взаимодействие с Москвой и признание сложившегося статус-кво. И мы, в свою очередь, уже сегодня будем налаживать связи Крыма с Донбассом, Херсонской, Николаевской и Одесской областями Украины - регионами, которые традиционно тяготеют к России. Для них Крым может стать естественным союзником и партнером по выходу на площадку Евразийского экономического союза - нового и наиболее перспективного регионального рынка товаров и услуг. Мне хочется верить, что как и сотни лет назад, на Украине появится новый Богдан Хмельницкий, понимающий глубинный смысл и историческую жизненность предложенного Россией современного интеграционного процесса.

    Мы рассчитываем, что Крым станет "эталонным" субъектом Российской Федерации, в развитии которого будут применены апробированные в других регионах лучшие практики, доказавшие свою эффективность экономические модели и административные решения. Это даст возможность развивать собственные отрасли промышленности, создаст реальные предпосылки для бурного развития и беспрепятственной работы малого и среднего бизнеса, формирования на этой основе многочисленного среднего класса - опоры общественной стабильности, в которой остро нуждаются слабо защищенные слои общества, - и социально ориентированной экономики. Вместе с этим сегодня надо думать не только о Федеральной целевой программе развития Крыма, но и о новых организационных форматах международного и межрегионального сотрудничества, естественной базой которого должен стать гостеприимный Крымский полуостров.

    Более того, сегодняшний Крым может сыграть особую роль в дальнейшем развитии гражданского общества России, стать "точкой сборки", центром Русского мира по работе с соотечественниками, особенно на пространстве ближнего зарубежья. При этом Русский мир видится нам в контексте как российского социокультурного пространства, так и в сложившейся вокруг нее цивилизации, в становлении и развитии которых принимали участие представители различных этнических сообществ: русские, белорусы, украинцы, татары, армяне, грузины, евреи, казахи и другие народы, - словом, всех, кого объединяет сегодня на просторах России единая и многонациональная Российская нация.

    Почему об этом говорю уже сейчас? "Разве других проблем сейчас нет?" - задастся вопросом читатель. Конечно, проблем много. Я их вижу. Но не менее важно видеть и то, что вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации послужило мощным стимулом для роста патриотических чувств и консолидации гражданского общества не только в Крыму и в России, но и в рамках всего Русского мира. Это нужно сберечь и приумножить! Нам нельзя растерять свои духовные традиции. Пример, как говорят, перед глазами: на Украине отравлено разрушительной националистической идеологией и потеряно целое поколение. И мы видим, к чему это привело.

    В этой связи, с учетом славного исторического прошлого полуострова, наличия круглогодично работающего лагеря "Артек", логичной выглядит инициатива о создании в Крыму Всероссийского патриотического молодежного центра. Это площадка, на которой мы сможем поддержать тот порыв патриотизма, который сегодня охватил страну. "Артек", безусловно, должен быть и молодежной интернациональной территорией, где с детских лет юноши и девушки из разных стран мира смогут проникнуться богатыми культурными, морально-нравственными и духовными традициями России. Это хорошо продемонстрировал Международный молодежный слет "Таврида-2014", который впервые проводился в Крыму. Более 1,5 тысячи представителей из 60 стран мира в течение 10 дней прошли образовательную программу, носящую историко-патриотический характер, стали участниками тематических акций, социально ориентированных флешмобов и массовых спортивных мероприятий. Подобные молодежные, информационно-просветительские площадки позволяют узнать о России правду, которая сегодня столь массированно искажается западными пропагандистскими центрами.

    В этой же плоскости стоит рассматривать и комплекс мер, направленный на организацию в Крыму мощного информационного поля для проведения последовательной культурно-просветительской работы.

    Для крымчан очень важно, чтобы регион стал и местом активной работы структур российского гражданского общества, волонтерских организаций и профильных министерств и ведомств, в связи с наплывом в республику беженцев с юго-востока Украины и необходимостью решения накопившихся этноконфессиональных проблем.

    Да, роль Крыма, повторюсь, издавна состояла в том, чтобы служить мостом между различными народами и цивилизациями. И он естественным образом вошел в евразийское пространство. Сегодня история предоставила ему еще раз такой шанс. И его крымчане, полагаю, не упустят!

    Поделиться