01.09.2014 23:43
    Поделиться

    В России снова заработала программа утилизации старых автомобилей

    Минпромторг возобновил программу утилизации старых автомобилей - она начала действовать вчера и продлится до 31 декабря. Правительство выделит на программу 10 млрд руб., до конца года по ней планируется продать более 170 тыс. машин.

    Получить компенсацию за предоставление скидок покупателям смогут все производители автомобилей 2014 года выпуска, проданных в период действия программы. Для автовладельцев, которые захотят сменить старый автомобиль на новый, ограничений по возрасту транспортного средства и сроку владения им не предусмотрено. Однако если покупатель захочет приобрести у дилера авто по системе "трейд-ин", старой машине должно быть не менее шести лет.

    Премия для владельцев будет зависеть от типа автомобиля. Для легковушек она составит 50 тыс. руб. при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию, при продаже в "трейд-ин" - 40 тыс. руб. Покупателям внедорожников, легких коммерческих автомобилей и грузовиков повезло больше - они смогут сэкономить до 350 тыс. руб.

    По оценкам минпромторга, реализация программы позволит увеличить производство автомобилей в этом году на 173,6 тыс. единиц и существенно скорректирует прогнозируемый спад производства. Одной из причин падения российского автомобильного рынка в ведомстве считают дефицит доступного финансирования для потребителей. В министерстве также обращают внимание, что 40% легковых и более 50% коммерческих автомобилей (грузовые, автобусы и LCV) составляют транспортные средства в возрасте старше десяти лет. При этом показатель ежегодного выбытия автопарка остается достаточно низким - 2,5% (среднемировой показатель 6-7%).

    Участники рынка возобновление программы воспринимают позитивно. "Безусловно, программа утилизации окажет благотворное влияние на авторынок и приведет к повышению спроса, - считает руководитель департамента продаж автомобилей с пробегом ГК "РОЛЬФ" Алексей Баринов. - Однако эта программа больше ориентирована на региональных дилеров". По словам эксперта, в Москве и Санкт-Петербурге автопарк моложе, поэтому в этих городах влияние программы будет не так заметно. Кроме того, чем больше в портфеле дилера премиальных брендов, тем меньшее значение для него будет играть утилизация, добавил Баринов.

    Первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов считает, что программа должна помочь сгладить проблемы, возникшие на фоне общей стагнации авторынка и у заводов, и у дилеров, которые в начале года из-за трудностей со сбытом машин начали проводить сокращение штата: "Размер скидки составит от 40 тыс. до 350 тыс. рублей. Для Москвы сумма, конечно, не очень большая, а вот в регионах, я думаю, программа будет пользоваться популярностью". Эксперт добавил, что возобновление программы особенно актуально для сегмента коммерческого транспорта, где отмечается заметный спад продаж.

    Падение продаж автомобилей в этом году действительно существенно. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились в июле на 22,9%, а за 7 месяцев - на 9,9%. В первом полугодии замедлился и импорт легковых автомобилей в Россию - по данным ФТС, по объему он упал на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в денежном выражении на 17%.

    По оценкам PwC, в первой половине 2014 года продажи легковых автомобилей в России снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% в штучном выражении и на 3% в денежном. Директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко отметил, что рынок в первой половине года демонстрировал противоречивую динамику - умеренное снижение продаж в 1-м квартале и последующее ускоренное падение во 2-м.

    По мнению автодилеров, поддержать продажи могло бы возобновление программы льготного автокредитования (минпромторг закрыл ее в декабре прошлого года, посчитав, что основные ее задачи выполнены). В июне Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" направляла в минпромторг письмо с просьбой возобновить программу. В нем, в частности, отмечалось, что продажи по отдельным маркам в мае сократились очень значительно: Ford - на 56%, Citroen - на 40%, Honda - на 41%, Peugeot - 39%. Ассоциация предлагала не только возобновить программу, но и расширить ценовой коридор приобретаемого автомобиля до 1 млн руб. (вместо 750), а также ужесточить требования к заемщикам.

    Пока, впрочем, реализовалось только последнее пожелание, и на льготные кредиты рассчитывать не приходится. Если в период действия госпрограммы льготного автокредитования можно было получить кредит по ставке 5%, то сегодня в среднем минимальная ставка составляет 14-15%. При этом, по оценкам Национальной службы взыскания, темпы роста просроченной задолженности по автокредитам в первом полугодии сравнялись с ростом самого авторынка - оба показателя увеличились на 13%. Объем портфеля автокредитов составил 1,4 трлн руб., а просрочено из них 47,6 млрд руб. (это задолженность от 90 дней и "старше").

    Поделиться