02.09.2014 16:04
    Поделиться

    На месте снесенного дома на Тверской могут разбить сквер

    Случай со сносом уникального Дома Прошиных на Тверской каких только эпитетов не был удостоен - одни лишь столичные чиновники называли его "актом вандализма", "беспрецедентной наглостью" и "вопиющим варварством". Однако здание 1905 года постройки уже не вернуть - власти пока рассматривают возможность разбить на его месте сад, либо построить точную копию утраченного особняка, но это уже будет новодел. "РГ" попыталась понять, как могло произойти, что застройщика никто не остановил.

    Напомню, историческое здание, так называемый доходный дом братьев Прошиных, был снесен в конце августа. Первыми об этом сообщили активисты общественного градозащитного движения "Архнадзор" - они опубликовали сообщение о сносе на сайте движения, снабдив его фотографией. На снимке четко видно, что на месте старинного здания теперь осталось пустое место - снесено все, включая фасад. С улицы этого не заметить, потому что стройплощадка затянута фальшфасадами, а фотография "Архнадзора" сделана с соседней многоэтажки. Застройщик же имел право лишь на реконструкцию здания с сохранением исторического фасада.

    "За 10 с лишним лет, со времен сноса "Военторга" на Воздвиженке в 2003 году, это самая крупная утрата Москвы "Серебряного века". Дом Прошиных, перестроенный в 1905 году из более раннего здания представлял собой особо ценный образец архитектуры московского модерна", - говорится в сообщении "Архнадзора". Активисты добавляют, что главный фасад здания был украшен изящным полихромным фризом с изображением подснежников - он пересекал все здание по горизонтали. Аналогов ему в столичной архитектуре нет.

    Московские власти на сообщение отреагировали сразу - к зданию выезжали специалисты объединения административно-технических инспекций, которые подтвердили выводы градозащитников. По словам инспекторов, фасадная стена старинного дома была разрушена при его частичной разборке, хотя в ранее выданном ордере было отдельно оговорено, что фасад должен быть полностью сохранен. Ордер у застройщика изъяли, а также наложили на него максимальный штраф в размере полутора миллиона рублей - он, кстати, уже выплачен. Кроме того, департамент культурного наследия возбудил против заказчика и подрядчика работ административные дела, по итогам которых их могут оштрафовать уже на 5 миллионов рублей. Расследование должно завершиться до конца сентября.

    Примечательно, что снесенный дом не был объектом культурного наследия, а относился к объектам историко-градостроительной среды. Тем не менее, в его сносе было отказано еще в ноябре 2012 года - тогда рабочая группа при правительстве столицы одобрила проект реконструкции, предусматривающий сохранение главного фасада, выходящего на Тверскую. В ходе реконструкции фасад и был разобран, однако первоначально в планы застройщика это могло и не входить. По словам заммэра столицы по вопросам строительства и градостроительной политики Марата Хуснуллина, разрушение фасада было непроизвольным - его просто должным образом не закрепили, хотя это обязательное требование в таких случаях. Как бы то ни было, в Москве строительная компания работать больше не будет, а градостроительный план земельного участка у нее уже аннулирован решением мэра Сергея Собянина. Это значит, что никаких работ на участке Дома Прошиных строители вести теперь не могут.

    Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорит, что лишение ГПЗУ - очень серьезное наказание, которое важнее любых штрафов. Ведь строители лишились самой возможности работать на объекте, хотя они уже понесли расходы по его реконструкции. "Эта ситуация должна стать показательной для всех девелоперов, работающих на исторических объектах. Но дать гарантию, что таких случаев больше никогда не произойдет, никто не сможет. Невозможно поставить охрану на каждой строительной площадке", - считает Сергей Кузнецов. По его словам, подобные случаи со сносом архитектурных памятников в столице происходят крайне редко. Марат Хуснуллин также уверяет, что это первый случай за последние три года.

    Эксперты говорят, что к контролю за строителями необходимо привлекать общественные организации и расширять их полномочия, чтобы они могли заходить на стройплощадки и контролировать ход работ. Это звучит особенно актуально с учетом того, что факт сноса на Тверской первыми зафиксировали как раз общественники, а не те, кто должен был это сделать по долгу службы.

    - Снос Дома Прошиных выглядит особенно наглым и циничным в свете того, что от застройщика требовалось сохранить только фасад, а большую часть здания разрешалось разобрать, - говорит председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева. - Однако он не смог сделать и этого. От проверяющих организаций и системы контроля здесь, безусловно, зависит многое, но усмотреть за всем происходящим на объектах в ежедневном режиме они физически не могут. Поэтому должны быть общественные инспекторы, которые могут заглянуть за ограждение стройплощадки и увидеть, что там происходит.

    Что с площадкой Дома Прошиных будет дальше, пока не совсем понятно. Здание было в собственности у застройщика, и город сейчас рассматривает юридическую возможность разбить на его месте сквер - он в этом месте на шумной Тверской неподалеку от Белорусского вокзала был бы кстати. Второй вариант - инвестору придется восстановить здание с исторической точностью.

    Поделиться