Новости

Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, направленные на получение дополнительных доходов
Минфин разработал обширные поправки в Налоговый кодекс, которые позволят получить дополнительные доходы в казну. Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе" предлагает пересмотреть отдельные положения НК РФ, касающиеся уплаты НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, водного налога и НДПИ, а также снизить ставки вывозных таможенных пошлин на нефть, установленные Законом "О таможенном тарифе". Предполагается, что изменения позволят покрыть недостаток средств, выявленный при подготовке проекта бюджета на следующий год.

Некоторые из предложенных минфином поправок в случае их принятия могут оказать влияние на российскую экономику в целом. В частности, повышение ставок налогов на дивиденды с 9 до 13%. "Пониженные ставки налогообложения дивидендов - это общемировая практика, обусловленная тем фактом, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, которая уже подверглась налогообложению на уровне плательщиков дивидендов. Приравнивание для физических лиц налоговых ставок для дивидендов и для обычных видов доходов приведет к резкому сокращению дивидендных выплат. Многие компании будут искать альтернативные способы выплаты дохода своим бенефициарам - не из прибыли, а в качестве платы за услуги или товары, затраты на которые смогут уменьшить прибыль плательщика и тем самым снизить для него фискальную нагрузку", - говорит партнер юридической компании "Некторов, Савельев и Партнеры" Егор Батанов.

По его мнению, возможно, что эти поправки спровоцируют отток капитала из РФ, поскольку международные налоговые соглашения, заключенные Россией, позволяют снизить в РФ ставку взимаемого налога с дивидендов, выплачиваемых иностранной компании, до 5-10%, при этом в стране, где находится получатель дивидендов, они могут быть вовсе освобождены от налогообложения. В итоге может оказаться, что платить дивиденды за рубеж будет выгоднее. В особенности следует ожидать развития подобной практики, если планы России по введению законодательства о контролируемых иностранных компаниях и заключению межгосударственных соглашений об обмене налоговой информацией с офшорными странами не увенчаются успехами.

Самые важные новеллы законопроекта связаны с изменениями в нефтяной сфере. "Идея состояла в постепенном снижении экспортной пошлины с нефти и нефтепродуктов, вывозимых за рубеж, с одновременных увеличением ставки НДПИ с добываемой нефти. Новый "налоговый маневр", планируемый на 2015 год, получается весьма резким - базовая ставка НДПИ по нефти повышается более чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем текущего года. Дальнейшее увеличение НДПИ с нефти запланировано и на 2016-2017 гг. Для нефти, экспортируемой за рубеж, этот рост более или менее компенсируется соответствующим снижением экспортной пошлины (совокупное налогообложение с каждой тонны экспортируемой нефти останется примерно на текущем уровне). А вот для нефти, остающейся в России, принятие законопроекта ведет к существенному увеличению налоговой нагрузки", - сообщил Владимир Воинов, ведущий юрист "Пепеляев Групп".

Стоит ожидать, что результат этого повышения НДПИ добывающие компании и НПЗ переложат на российских потребителей нефти и вырабатываемых из нее продуктов (прежде всего бензин и дизельное топливо). "Скорее всего, именно для предотвращения резкого роста цен на эти продукты законопроект предусматривает одновременно существенное (по некоторым позициям в два раза) снижение акцизов, включаемых в их стоимость", - подчеркнул эксперт.

Однако Алексей Онищенко, советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, считает, что предлагаемое снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть приведет к росту количества экспортируемой нефти и увеличит доходы компаний этой отрасли.

В результате "нефтяного маневра" пострадают региональные бюджеты. "Здесь получается такая ситуация: экспортные пошлины и НДПИ с нефти в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, а вот значительная часть акцизов с бензина и дизельного топлива поступает в бюджеты субъектов РФ. При этом именно за счет этих акцизов формируются дорожные фонды в РФ (федеральный, субъектов РФ, муниципальные). Так что замедлится ли в следующем году рост цен на бензин и дизтопливо, вопрос гадательный, а вот то, что принятие этого законопроекта в конечном итоге может привести к нехватке денег на ремонт существующих дорог и строительство новых, это уже проблема для всех", - рассказал Владимир Воинов.

Согласно предложениям минфина, в ближайшие четыре года также проиндексируют ставки водного налога. В 2019-м действующие сегодня налоговые ставки при использовании акватории территориального моря РФ и внутренних морских вод будут применяться с коэффициентом 16,2. С 2020 года эти ставки будут определяться ежегодно с учетом коэффициента-дефлятора. С 2015 года вырастет ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Если сейчас ставка составляет 70 руб. за одну тысячу забранных кубических метров воды, то в 2019 году она составит 237 руб.

"Из-за повышения водного налога пострадают все промышленные и электроэнергетические компании, но в первую очередь - компании, занятые в сфере ЖКХ. Т.е. от повышения водного налога больше всего пострадают электроэнергетика и водоканалы, а также целлюлозно-бумажная, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, отрасль ЖКХ, - говорит Алексей Онищенко. - Предлагаемые изменения увеличат налоговую нагрузку на бизнес. Причем рост налогового бремени будет постепенным и будет продолжаться в течение 4 лет, а именно с 2015 по 2019 год".

В то же время поправки могут привести к более экономному и рациональному использованию природных ресурсов. "Но на практике это сработает далеко не сразу и в незначительном масштабе, поскольку потребует внедрения нового современного оборудования и новых экономичных и экологичных технологий. Для этого нужны средства, но из-за роста налоговой загрузки найти их получится не у многих", - отмечает Алексей Онищенко.

Сейчас у кабинета министров осталось не так много времени для определения налоговой политики на ближайшее время. До 1 октября правительство должно утвердить проект закона о бюджете на 2015 год и внести его в Госдуму. Проект должен быть сверстан с учетом определенных финансовых показателей, в том числе касающихся налоговых доходов. "Поэтому следует ожидать, что налоговая интрига разрешится в следующем месяце и все параметры фискальной политики на следующий год будут предельно четко обозначены. В частности, мы узнаем, будут ли повышены ставки НДС или все же будет введен налог с продаж и рассчитывает ли правительство на повышение общих ставок НДФЛ с 13 до 15%", - подытожил Егор Батанов.

Последние новости