Согласно постановлению, опубликованному на сайте правительства, деньги регионам будут передаваться в форме бюджетных кредитов, чтобы власти субъектов РФ смогли рассчитаться по займам, ранее взятым у коммерческих банков и у международных финансовых организаций. А таких долгов набралось предостаточно. Так, по данным Федерального казначейства, на 1 июля 2014 года общая сумма кредитов, полученных субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, превысила 670 млрд рублей.
При этом регионы, претендующие на бюджетные кредиты, должны взять обязательство о поэтапном сокращении доли общего объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта РФ к началу 2017 года до уровня 50% доходов регионального бюджета.
Ситуация с дефицитом региональных бюджетов не может не настораживать. Однако, по мнению министра регионального развития Игоря Слюняева, это еще не показатель ухудшения ситуации в регионе. По его словам, губернатор порой сознательно "программирует дефицит", чтобы получить дотации на "сбалансированность бюджета". "Реальная опасность - в закредитованности региональных бюджетов", - уверен Игорь Слюняев.
К примеру, сегодня нет отлаженной схемы федерального и регионального финансирования. В итоге субъекту РФ, чтобы принять участие в инвестпрограмме, приходится занимать. Порой даже для финансирования социальных программ в местной казне не хватает денег и приходится брать дорогие коммерческие кредиты. Несколько лет назад правительство приняло решение заместить их бюджетными. Однако проблему этим решить не удалось и, по мнению экспертов, возможно, в скором времени половину региональных бюджетов придется тратить на погашение и обслуживание долга.
"Чтобы не загонять субъект РФ в дополнительные финансовые обязательства и были введены бюджетные кредиты, - рассказал "РГБ" директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Некоторым регионам это действительно помогло. Так, Московская область, которая с 2009 года глубоко погрязла в долгах, смогла отчасти ликвидировать разрыв путем замещения дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными".
Эксперт сомневается в эффективности этого механизма, так как, по его словам, регионы фактически просто одалживают у государства недостающую сумму "без обременения возмездного характера". "Если региону не хватает денег, почему нельзя было эту сумму заложить при перечислении федеральных дотаций, - недоумевает Владимир Климанов. - Ведь бюджетные кредиты власти субъекта РФ, как правило, тратят не на долгосрочные инвестиционные цели, они попросту проедаются на текущие нужды".
Как рассказал "РГБ" ведущий аналитик S&P Карен Вартапетов, спрос на кредиты увеличивается потому, что растет дефицит региональных бюджетов, а также подходят сроки погашения привлеченных ранее банковских кредитов. "При этом бюджетные кредиты выдаются на льготных условиях - по очень низкой ставке и на относительно долгие сроки. Учитывая турбулентность российских финансовых рынков, на таких условиях привлечь деньги на рынке регионам сейчас невозможно", - полагает эксперт.
Постановлением правительства устанавливаются дополнительные условия для предоставления бюджетных кредитов. Так, по новым правилам для получения бюджетного кредита регионам нужно будет представить в минфин план и взять на себя обязательство по снижению доли коммерческого долга в совокупном долге к 2017 году и дефицита до 10% доходов.
"Соблюсти эти условия регионам, особенно слабым, будет сложно, так как первопричина долговой проблемы - растущие расходные обязательства в рамках указов президента на фоне стагнации экономики и бюджетных доходов, - считает Карен Вартапетов. - Выполнение условий будет означать сильное сокращение регионами-получателями всех расходов, не связанных с указами".
Согласно данным Федерального казначейства, на 1 июля 2014 года больше всего набрали бюджетных кредитов такие регионы, как Татарстан (67,1 млрд рублей), Краснодарский край (54,6 млрд рублей), Московская область (40,1 млрд рублей), Саратовская область (21,3 млрд рублей) и Кемеровская область (17,2 млрд рублей). Не обращаются за кредитами к государству только четыре региона: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Сахалинская область.
По мнению Владимира Климанова, остается непонятным, почему ряд регионов, которые должны кормить всю страну, вдруг обращаются за бюджетными кредитами. С другой стороны, еще более удивительно, когда высокодотационные субъекты РФ регулярно получают у государства кредиты. "Казалось бы, у Дагестана, Ингушетии и ряда других кавказских регионов вообще не должно возникнуть желания обращаться к федеральным заимствованиям, так как их практически полностью финансируют из госказны, - полагает эксперт. - Кассовый разрыв мог возникнуть из-за того, что их, к примеру, неритмично финансируют".
Несмотря на введение новых правил на получение бюджетных кредитов, опрошенные "РГБ" эксперты уверены, что количество желающих получить дешевые заимствования из госказны не сократится, ведь занимать на внешнем рынке теперь могут только регионы с кредитным рейтингом не ниже общероссийского. Поэтому, по оценкам S&P, в ближайшие годы слабые регионы могут оказаться в полной зависимости от помощи федерального бюджета.