01.09.2014 23:45
    Поделиться

    В Думе предложили поменять содержание договоров клиентов и турагентств

    Клиентам будут сообщать об оплате услуг перевозчиков и отельеров
    Депутат Алексей Журавлев внес в Госдуму поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которые существенно меняют содержание договора клиента и турагентства.

    По словам автора законопроекта, сегодня туроператор или турагент, в сущности, лишь предлагает туристу тот или иной маршрут, оформляет документы и выполняет функции посредника при переводе перевозчикам, отельерам, экскурсионным бюро. При этом зачастую граждане, оплатившие стоимость путевки целиком, не могут вернуться на родину и не имеют возможности продолжать проживание в стране пребывания из-за задержки оплаты со стороны туроператора. В этом случае задержка оплаты услуг может рассматриваться не только как халатность, но и как мошенничество. Люди вынуждены оплачивать билеты и проживание за свой счет или ожидать помощь со стороны государства.

    Все это подрывает доверие граждан к российским туроператорам и наносит ущерб туристической отрасли в целом. При этом многочисленность заявлений о несостоятельности туроператоров наводит на мысль о несовершенстве схем организации туристской деятельности или недобросовестности туроператоров. За примерами далеко ходить не надо. Только в последние месяцы в связи с невозможностью выполнения перед клиентами своих обязательств приостановили свою деятельность компании "Нева", "Роза ветров Мир", "Экспо-тур", "ИнтАэр". В разгар сезона отпусков десятки тысяч наших сограждан не смогли выехать на отдых, даже оплатив полную стоимость путевки, а те, кто оказался за границей, с удивлением узнали, что в связи с финансовыми трудностями туроператоров их гостиницы и обратные билеты на родину не оплачены.

    Турист, выезжая на отдых, не имеет информации о факте оплаты туроператором транспортных и гостиничных услуг, поскольку требования об их предоставлении туристу не относятся к перечню существенных условий договора по реализации туристского продукта, соглашение по которым требуется в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса.

    Для изменения сложившейся ситуации Журавлев предлагает внести необходимые изменения в профильный закон, которые дополнят перечень существенных условий договора по реализации туристского продукта требованием информирования туриста о сроках предоставления сведений о финансовых документах, подтверждающих оплату туроператором или турагентом услуг третьих лиц, связанных с реализацией туристского продукта. Также предлагается отнести несоблюдение сроков предоставления этой информации к существенным изменениям обстоятельств, позволяющих сторонам требовать расторжения договора.

    Введение таких норм упростит туристам возможность вернуть потраченные за путевку средства через суд. В частности, арбитражные суды предлагают при решении подобных споров руководствоваться нормами о неосновательном обогащении. В свою очередь, суды общей юрисдикции взыскивают с туроператоров и турагентов уплаченные туристом по договору суммы вместе с процентами за пользование чужими денежными средствами.

    Турфирмам придется соблюдать оговоренные с туристами сроки по предоставлению информации о том, что отданные им за путевку деньги действительно пошли на бронирование номера, покупку авиабилета, оплату трансфера и пр. При этом, если турфирма нарушит сроки и не предоставит соответствующее подтверждение, клиент может потребовать изменить или вовсе расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств.

    Не все эксперты, однако, находят законодательную инициативу парламентария эффективной. Так генеральный директор компании DSBW Карен Гончаров считает меры, предложенные депутатами, декларативными, отмечая, что их реализация мало что изменит на рынке и не принесет желаемого результата. "У многих туроператоров принимающие стороны являются давними партнерами, которые смогут подтвердить, что все хорошо и размещение оплачено, прислать соответствующие бумаги, однако на деле все может оказаться иначе", - пояснил он.

    "На мой взгляд, это слабая и уязвимая инициатива, - говорит эксперт Общественной палаты по туризму Роман Бобылев, - потому что у нас туристы должны и так на руки получать билеты от авиакомпаний в две стороны и подтверждение о заселении в отель - это раз, во-вторых, существует все-таки свобода договора, и коммерческие организации сами определяются, когда они производят оплату, поэтому, мне кажется, эта идея нереализуема. Невозможно будет проконтролировать и на деле осуществить оплату день в день. К примеру, вы покупаете сегодня тур, вылетаете завтра. Каким образом можно предоставить доказательство оплаты, если это даже технически сделать невозможно? Есть суббота, воскресенье, когда банки не работают, бывают в банковских системах разных стран национальные праздники, которые не синхронизируются с российскими. Вопросов даже с точки зрения применения очень много. У нас просто нет контролирующего органа, который бы осуществлял в том числе финансовый надзор за туроператорами".

    Поделиться