Новости

В регионе запланированы инфраструктурные проекты с участием России
О создании кольцевой железной дороги вдоль побережья Каспийского моря в 2015-2018 гг. договорились министры транспорта прикаспийских стран на встрече в Астрахани. Проект позволит увеличить объемы торговли РФ с другими странами региона минимум на четверть. Кроме того, иранская сторона предложила свое участие в проектах реконструкции внутренних водных путей РФ.

Суммарный объем торговли между прикаспийскими странами за последние 10 лет вырос более чем в 6 раз. Но, по экспертным оценкам, рост мог бы составить 8-9 раз в случае сквозного железнодорожного сообщения в регионе (см. карту). Вдобавок, прикаспийское железнодорожное кольцо сократит общее время перевозок между странами региона минимум на 48 часов.

Основные работы по стыковке железных дорог стран Прикаспия предстоят в Северном Иране, примыкающем к Каспийскому морю. И, похоже, в этих работах будет участвовать российская сторона: иранский посол в РФ Мехди Санаи недавно заявил, что "Иран заинтересован в покупке в России огромного объема рельсов и в ее дальнейшем участии в электрификации иранских железных дорог".

Пока до половины объема грузов межкаспийской торговли перевозится морским транспортом, а при создании кольцевой стальной магистрали вокруг Каспия доля железных дорог в грузовых перевозках между странами Каспия повысится почти вдвое - с нынешних 25% до 35-40%; удельный вес "моря" может сократиться до 30-35%. Кроме того, магистраль соединит друг с другом основные каспийские порты стран региона, что позволит своевременно предотвращать перегрузку или недогрузку этих портов.

Глава иранского департамента портов и мореплавания Мохаммед Саиднежад заявил, что прикаспийское железнодорожное кольцо позволит увеличить внутрирегиональную торговлю и объемы международного транзита грузов в пяти прикаспийских странах. По иранским оценкам, этот транзит увеличится в целом на 600-750 млн долл., то есть на 25-30% в сравнении с уровнем 2013 года.

Стальные магистрали соединяют друг с другом почти все прикаспийские страны, кроме Азербайджана и Северного Ирана. В 2015-2016 гг. планируется ввести в действие сквозную линию между Ираном и Азербайджаном: проект Казвин-Решт (Иран) - Астара (Азербайджан), реализуемый с российским участием. Но это - в западной части Прикаспия. А в его восточной части сквозное сообщение практически налажено. Министр дорог и городского строительства Ирана Аббас Ахунди недавно заявил, что "перевозки грузов по стальной магистрали Иран - Туркменистан - Казахстан начнутся в сентябре-октябре 2014 года. Ее протяженность - 960 км". Общая инвестстоимость создания кольцевой стальной магистрали вокруг Каспия предварительно оценивается в 700 млн долл. Кроме того, Иран, по данным минтранса, "высказал готовность оказать содействие в проведении дноуглубительных работ на внутренних водных путях (ВВП) России, предоставив техническую помощь, оборудование и специалистов".

Южнороссийские ВВП, особенно Волго-Донской канал, и их порты остаются кратчайшими коридорами для торговли Ирана со странами Европы и Западного региона экс-СССР. Поэтому Иран впрямую заинтересован в улучшении условий для судоходства на этих артериях. "При поступлении от иранских коллег конкретных предложений в части предоставления технической помощи, оборудования и специалистов при проведении дноуглубительных работ на внутренних водных путях России, они будут рассмотрены минтрансом и Росморречфлотом", - пояснила "РГБ" замначальника общественных связей минтранса Любовь Бритвина.

Последние новости