Во Владивостоке показали легендарные автомобили

Владивостокский музей автомотостарины представил свою коллекцию в новом формате, пригласив всех желающих на "Ночь автомобилиста". Ее главным событием стала историческая реконструкция в зале, где представлена техника Великой Отечественной, в том числе - легендарные полуторки нескольких модификаций. Такого собрания нет больше ни в одном музее страны.

Зал Победы

- Долгое время считалось, что трехосная полуторка есть только у нас в музее, но недавно мы узнали, что второй экземпляр автомобиля существует в Нижнем Новгороде. Скорее всего, таких машин осталось всего две в стране, хотя выпущено было 34 тысячи. Все были разбиты в первый год войны, - рассказывает создатель, бессменный руководитель и идейный вдохновитель Музея автомотостарины Николай Шульжицкий.

Эту машину когда-то доставили в край морем, и до середины 50-х она обслуживала маяк недалеко от северного поселка Амгу, пока не заглохла в каком-то болоте. Там она и простояла почти 40 лет.

Бронеавтомобилей, экземпляр которого есть в музее, в годы войны было выпущено всего восемь тысяч. Однажды, вспоминает Николай Алексеевич, пришел ветеран - грудь в орденах, упал на машину и заплакал. В 44-м году он воевал на такой машине.

В зале, где представлена техника времен Второй мировой, ныне мирно соседствуют представители советского, немецкого и японского автопрома. Несмотря на свой солидный возраст, каждый мотоцикл или автомобиль вполне способен передвигаться собственным ходом.

Обходя этих железных коней, Шульжицкий вспоминает, как в течение нескольких лет получал письма из Германии от коллекционеров, проведавших, что в музее есть настоящая редкость - BMW R-71. Одни просили рассказать, как он попал во Владивосток, вторые - продать. На самом деле, признается Николай Алексеевич, это практически точная копия "немца" - советский мотоцикл М-72. Его начали выпускать в 40-х годах, а в 41-м машины прямо с завода отправлялись на фронт. Музейщики собрали его по кускам.

- Вот мотоцикл BMW R-75, лучший мотоцикл войны. Ведущая коляска, демультипликатор, задний ход….Многие считают, что их уже нет. В последний раз мне за него давали 50 тысяч "уе". Я отказался, - смеется Шульжицкий.

За первый японский мотоцикл, между прочим, праворульный, предлагали еще больше - целый миллион "зеленых", но собиратель коллекции был непреклонен.

- Вот эта "Ява", - продолжает он, - тоже воевала против нас. Наш земляк привез ее с фронта вместе с другим мотоциклом - "Цундапом". Именно за ним в 90-х годах, когда еще только собирали коллекцию для музея, они и отправились в Уссурийск.

- Но его владелец уперся: "Не отдам, мне на нем с дачи картошку возить. Хотите, возьмите "Яву". Мы говорим: "Извини, дед, "Явы" и в магазине есть". "Да она 38 года", - отвечает. - Завел меня в курятник, откинул брезентуху, а там…, - вспоминает собиратель автосокровищ.

История получила продолжение через шесть лет. Команда музея снова наведалась в Уссурийск, чтобы "узнать, когда картошка кончится". Оказалось, что фронтовик уже несколько лет как умер, а сыну перед смертью велел "Цундап" беречь и отдать только Шульжицкому.

"Харлей" тебе не достанется"

Редчайший "миниатюрный" одноцилиндровый "Харлей Дэвидсон", выпущенный в количестве 300 штук в 1928 году, когда США переживала Великую депрессию, коллекционеру тоже достался не сразу. Когда Николай Алексеевич пришел к владельцу с просьбой отдать мотоцикл, тот запричитал: "Это единственное, что у меня есть. Не отдам ни за что, только за пять тысяч долларов". Таких денег у создателя музея не было, и он решил отступить.

Тогда в домике рядом с мастерской будущего музея жил коллекционер родом из Пскова. Собственно, коллекционером, как выяснилось позже, он был по денежному интересу. По профессии же - военным, и в то время в должности лейтенанта числился на атомоходе, стоявшем в одном из приморских портов.

Однажды ночью во двор мастерской въехал грузовик, на котором привезли тот самый "Харлей". Ни спрятать, ни вывезти редкость гость не успел, и, увидев мотоцикл, Шульжицкий понял, что его он основательно порылся в бумагах, где хранились адреса владельцев старинной техники.

- Я сказал ему: "То, что ты лазишь в моих документах, я уже понял, и "Харлей" тебе не достанется. Но за него я дам тебе BMW R-12". Тот собирал немецкую технику и согласился. А сколько обошелся ему "Харлей…", знает только он сам и бухгалтер атомохода, - веселится Николай Алексеевич. - Лейтенанту выдали зарплату - целлофановый пакет 10-рублевых монет. Он отвез ему владельцу "американца" и сказал: "Бери, больше тебе никто не даст".

Появление в коллекции английского B.C.A. от 1926 года создатель музея называет "анекдотом": "Ехали в автобусе два мужика, а рядом стоял наш слесарь, который услышал их разговор о том, что в гараж некого Деева привезли старый-старый мотоцикл. Утром слесарь передал их разговор мне. Деева я знал, и поехал прямиком к нему. Он рассказал, что мотоцикл остался от умершего отца бухгалтерши предприятия. А тот, еще в 1936 году привез его из Кировограда, где был на курсах красных командиров".

Кстати, это самый B.C.A. в 2000-м году, уже будучи экспонатом музея, отправился на международный фестиваль "Лицом к океану", где он взял приз как самый старый байк.

Еще один "анекдот" связан с машиной "Форд" 1927 года. Это первый "народный" автомобиль Америки. Стоил он 250 долларов, что составляло примерно среднемесячную зарплату рабочего автозавода. Объем двигателя три литра, мощность - 22 лошадиные силы, расход топлива - 18 листов на 100 километров. Машина способна развить скорость до 80 километров в час. Но конкретно тот автомобиль, который стоит в музее, в качестве почтового фургона разъезжал по американским штатам.

Как он попал в Россию не известно, но к Шульжицкому его пригнали люди известного во Владивостоке в лихие 90-е предпринимателя. За ремонт старинной машины команде мастеров посулили шесть тысяч долларов. Машину они отремонтировали, только предприниматель за ней так и не пришел.

Второй "Форд", единственная такая машина на Дальнем Востоке, в 2008 году отметил 100-летний юбилей. В коллекции он потому, что был в первой партии автомобилей, собранных не вручную, а на конвейере.

Вообще по экспозиции музея автомотостарины можно изучать историю страны и развития отечественного и зарубежного автопрома. Ни один экспонат не представлен здесь просто так.

К примеру, здесь есть первый советский автомобиль ГАЗ-А. По легенде, это та самая машина, которая когда-то возила известного писателя Алексея Толстого. В 1938 году по решению Сталина прозванные в народе "фордиками" машины за их "прозападную" ориентацию стали "ссылать" подальше от столицы. Изъяли авто и у автора "Аэлиты", взамен предоставив другое, а это вместе с собратьями отравили подальше от Москвы. Так машина оказалась в приморском селе  Черниговка. После списания с баланса крайкома партии в 50-х годах, ее приобрел местный житель. Берег для сына и долго и отказывал Шульжицкому. Сын же предпочел раритету японский внедорожник.

Еще в зале стоит шикарный ЗИС (их было выпущено всего 100 штук), который с 1937 года возил командующего Тихоокеанского флота Николая Кузнецова. А еще машина, участвовала во встрече генсека Никиты Хрущева в 1959 году. Между прочим, этот визит стал поистине историческим - именно после него в городе началось масштабное строительство, превращение в "Большой Владивосток".

"Чайку-14" во Владивосток доставили самолетом, для встречи Леонида Брежнева с американским президентом Фордом в 1974 году, и оставили здесь. В 90-х она оказалась в ведении одной из коммерческих фирм. Ее Николай Алексеевич выменял на автобус ПАЗ, добавив сверху 100 тысяч рублей.

Вчера, сегодня, завтра

Один зал музея полностью отдан коллекции гоночных мотоциклов. Для Шульжицкого - это особое место. Его любовь к технике пошла как раз отсюда - в 14 лет вместе с друзьями он восстановил разбитый "Индиан" 11 года. А когда уже учился в Высшем инженерном морском училище, создал там команду. Он и его друзья, положившие начало мотоспорту в Приморье, со старых фотографий смотрят на посетителей. Увлечение Николая Алексеевича передалось его сыну, а потом внуку, тому самому Марку Шульжицкому, который, как с ироничной гордостью говорит его дед, "гоняет сейчас перед всем миром" на престижных соревнованиях.

Владивостокский музей автомотостарины - единственный подобный музей в стране. Его создатель считает, что собранная коллекция тянет на "коллекцию национального музея".

В 2004 году музей автомотостарины посетил космонавт Леонов.

- Три часа он ходил, ощупал и обнюхал каждую машину, - смеется Шульжицкий, - оставил нам восторженный отзыв. - А вот ни один из трех приморских губернаторов, сменившихся за 15 лет - время существования музея, сюда так и не заглянул.

Два года подряд, выделяя некоторые суммы, выживать помогала мэрия, но в этом году финансирование прекратилось. Николай Алексеевич тем временем считает предстоящие расходы. Только налогов в год больше миллиона, плюс расходы на отопление и другие нужды. Посетителей в музее немало, но цены на билеты вполне доступные, поэтому больших прибылей нет. Заезжают и иностранцы - сами, без групп, так как в маршруты турфирм музей не вписан. Почему? Тоже не ясно. Туристов возят смотреть мосты, и маршрут вполне можно было составить так, чтобы оттуда завозить группы в музей. Сотрудники уверены - от желающих отбоя бы не было.

Да, музей частный, и по идее должен выживать самостоятельно. Но неужели он, который часто называют визитной карточкой Владивостока, не достоин никакой поддержки?