Отец с сыном добрались на самодельном самолете из Сургута в Крым

Сергей Шевчик слетал на самодельном самолете из Сургута в Крым и обратно. Дорога в один конец заняла 23 часа. Для такой техники - отечественный рекорд. Причем в кабине находился 8-летний Никита.

Жена Елена отпустить его согласилась лишь после долгих упрашиваний мужа. Во время перелета места себе не находила - звонила по несколько раз в день. Хотя мальчику не привыкать, он уже не раз поднимался с отцом в небо, но ненадолго. Здесь же предстояло преодолеть на одномоторном самолете 3,5 тыс. километров.

Самолет-самоделка весит 550 кг. Двигатель американский, "бэушный". Шевчик приспособил его под 95-й бензин. В итоге самолет заправляется на обыкновенной автозаправке (расход: 200 литров на 1200 км). Фюзеляж и бортовое управление куплены у авиаконструкторов Самары. Но немало сделано и своими руками. В общей сложности детали обошлись ему в 100 тыс. рублей и год потраченного времени. Теперь самолет стоит 5 млн. рублей. Но миллионером Сергей себя не чувствует - весь в долгах.

А не проще, спрашиваю, купить новенький, с заводской гарантией, борт?

- Не по карману. Мы тратим на самодельную модель сотни тысяч рублей, а за готовую надо выложить миллионы, - поясняет он.

Пять лет назад Шевчик наведался к "теще на блины" (она живет под курортным Ейском) на другой сертифицированной самоделке, с венгерским мотором и отдельными узлами из фанеры. А впервые взялся за штурвал в 1999-м.

Тогда выпускник нефтяного техникума, пренебрегший гарантированными заработками на промыслах, приехал в Самару, чтобы пройти летные курсы и уговорить местного авиаконструктора продать чертежи 2-местного самолетика. Последовал отказ, и тогда Сергей по дешевке купил старый гидросамолет. После реконструкции стал периодически приводняться на нем возле большого старинного села Локосово. Здесь был отчий дом, где зародилась мечта о полете.

Чуть ли не три века село было отрезано от большой земли. В ближайший город Сургут жители выбирались либо по реке, либо на вертолетах, либо по зимнику. В межсезонье и непогоду вообще никуда не вырваться. Родители Сергея, радиоинженеры, в Локосово смонтировали радиоузел для связи нефтяников, геологов, стали его обслуживать. Затем срубили дом, завели скотину. Техники хватало: моторная лодка, мотоцикл, самодельный трактор с сенокосилкой, мопед. Для двоих сыновей выписывали четыре журнала: "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодежи", "Авиамоделист-конструктор".

- Меня еще в школе тяготило, что всепогодного тракта нет. Отец смеялся: вот смонтируем воздушную подушку, тогда и тайга с болотами не помеха. Я загорелся: сам сделаю - по рисункам, схемам! Давай, согласился он, и подарил авиамодельный двигатель, - рассказывает Шевчик. - Без чертежей, по наитию стал разрабатывать конструкцию. Распарывал болоньевые куртки, шил из них варианты "юбок" для моей модели. Как-то эта игрушечная подушка размером со столовый поднос понеслась над землей! С разгоном пошла на подъем, но, будучи неуправляемой, упала. Сколько горя было.

Любительская авиация 300-тысячного Сургута началась с того самого гидросамолета. Его обладателя сначала нередко спрашивали: неужели позволено управлять каждому, кому хочется? Да, подтверждал Сергей, вольную дал обновленный Воздушный кодекс. Соблюдай только правила да требования. В итоге в Сургуте сегодня десятки частных легких самолетов. Состоятельные горожане обычно покупают серийные изделия, а энтузиасты, объединившиеся вокруг Шевчика в авиаклубе "Полет", ищут "сыроватые" машины профессиональных конструкторов. А потом, сговорившись по цене, доводят их до ума, пропадая в ангарах после основной работы и в выходные.

Сергей - фанатик любительской авиации. Мне с ним удалось переговорить уже глубокой ночью, когда он со старшим братом Алексеем завершил дела на загородной территории клуба.

- Утром, когда закончится мое дежурство, иду на взлет. Каждые вторые сутки тут провожу. У ребят посменная работа, жены ругаются, для женщин наши самолеты - бесполезная забава. Я держусь как самый стойкий, как основатель и президент клуба. С Никитой в основном здесь видимся, - признается Сергей.

Шевчик не пользовался услугами аэропортов - за стоянку там просили по 3500 рублей, дорого. Всюду, с юга Тюменской области и до самого Крыма, он приземлялся на посадочных площадках аэроклубов.

- Перед полетом мы договорились, чтобы наш самолет встречали. Через каждые 300-400 км есть площадки, на которые можно приземлиться. Спасибо всем, кто нас приютил: ребятам из Увата, Ялуторовска, Челябинска, Сибая, Первомайска, Волгограда, Ейска, - благодарит Сергей.

Диспетчерское сопровождение удалось организовать благодаря напарнику, оперативно подававшему заявки наземным службам.

- На полет из Сургута в Евпаторию у меня ушло 500 литров 95-го бензина - у нас он стоил 30 рублей за литр, а в Крыму около 40 рублей. В итоге вышло 15-17 тыс. рублей в одну сторону, - подсчитал пилот. - В Крыму остановились у таких же любителей авиации, отдохнули два дня. А потом полетели в Ейск, к бабушке. От путешествия получили массу впечатлений. Это вам не на "Боинге" в заоблачных высях теряться. Помимо того, наша частная инициатива вылилась в социальный проект. Хотим показать, что некоммерческой авиации общего назначения надо давать дорогу.

- Не дают?

- Неохотно, мягко говоря. За мой самолет, который функционально можно сравнить с легковым автомобилем, надо ежегодно платить 20 тыс. рублей. За что? Инфраструктура для авиации общего назначения не создана. Хозяин автомобиля вправе его использовать в качестве такси. Мы - нет. Прежде оказывали услуги нефтегазодобывающей компании, но законодатели исключили нас из системы любого коммерческого сервиса.

Сергей подробно рассказывает о безуспешной попытке создания взлетно-посадочной полосы для пилотов-любителей. Проект, задуманный еще 10 лет назад, сначала муниципальные власти и подразделения федеральных структур отвергали, пока им не заинтересовалась пара местных влиятельных депутатов. Те убедили чиновников в необходимости полосы, нашлись инвесторы, но поразительным образом проект стал предусматривать уже две полосы, пересекающиеся... друг с другом. Авиаторам предложено перебазироваться в другой город - Нефтеюганск. "Полету" вообще грозит изъятие земельного участка, поскольку скорректированный генплан города предусматривает прокладку дороги по территории клуба.

Задаю погрустневшему летчику последний вопрос:

- Вы мечтаете через несколько лет слетать с сыном за тридевять земель - на Мальдивские острова? Признаться, слабо верится. Это ведь не Крым.

- Я же обещал Никите. Пока основная проблема - незнание английского языка. Но, думаю, справимся.

Кстати

Как сообщили "РГ" в Росавиации, все летательные аппараты, собранные умельцами, непременно должны быть поставлены на учет. То есть пройти регистрацию как единичные летательные экземпляры. Без этого полеты и на малых, и на больших высотах считаются незаконными. В заявке на регистрацию нужно указать все тактико-технические характеристики самолета.

Такие требования продиктованы требованием безопасности полетов. В небе неопознанный летательный объект, без регистрационных знаков, может создать аварийную ситуацию. Например, выбрав маршрут в зоне активных полетов гражданской авиации, такие "партизаны" обычно не уведомляют о своем полете и могут стать неожиданной помехой для взлета или посадки больших лайнеров. Но в данном случае, похоже, все было по закону.

Записала Татьяна Шадрина