Принят Государственным Советом Республики Крым 3 сентября 2014 года
Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутатов Государственного Совета Республики Крым, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатской деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Депутат Государственного Совета Республики Крым
1. Депутатом Государственного Совета Республики Крым (далее - депутат) является избранный на основе Закона Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым" гражданин Российской Федерации, уполномоченный на осуществление в Государственном Совете Республики Крым (далее - Государственный Совет) законодательных, представительных и иных полномочий, в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, настоящим Законом и иными законами Республики Крым.
2. В ходе осуществления депутатской деятельности депутат взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными организациями, руководителями организаций, учреждений и предприятий, а также средствами массовой информации.
Статья 2. Статус депутата
1. Статус депутата определяется Конституцией Республики Крым, настоящим Законом на основе федерального закона.
2. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защиты прав, чести и достоинства.
3. Гарантии статуса депутата при самороспуске или роспуске Государственного Совета определяются законом Республики Крым.
4. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и правовыми актами, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Крым.
5. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.
Статья 3. Срок полномочий депутата
1. Срок полномочий депутата - 5 лет, которые начинаются со дня начала работы Государственного Совета нового созыва.
2. Полномочия депутата прекращаются со дня начала работы Государственного Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата
1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий депутата в соответствии с федеральными законами и законами Республики Крым;
в) установления в отношении депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах;
г) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
д) вступления в законную силу в его отношении обвинительного приговора суда;
е) вступления в законную силу в его отношении решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным;
ж) признания депутата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
з) несоблюдения иных ограничений, связанных с депутатской деятельностью, установленных федеральным законом и настоящим Законом;
и) его смерти.
2. В случае смерти депутата его полномочия прекращаются досрочно без принятия решения Государственного Совета.
3. Полномочия депутата прекращаются досрочно также в случае:
а) самороспуска Государственного Совета;
б) роспуска Государственного Совета по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом и Конституцией Республики Крым.
4. Решение Государственного Совета о досрочном прекращении депутатских полномочий по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, за исключением пункта "и", принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Государственного Совета, - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.
5. Полномочия депутата в случае, предусмотренном в пункте "а" части 3 настоящей статьи, прекращаются со дня начала работы Государственного Совета нового созыва.
Полномочия депутата в случае, предусмотренном в пункте "б" части 3 настоящей статьи, прекращаются со дня роспуска Государственного Совета.
6. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе республиканского списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется Избирательной комиссией Республики Крым в порядке, установленном Законом Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым".
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, Избирательная комиссия Республики Крым назначает дополнительные выборы в этом избирательном округе в порядке, установленном Законом Республики Крым "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым".
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, полномочия вновь избранного депутата начинаются с момента официального объявления на заседании Государственного Совета решения Избирательной комиссии Республики Крым о признании его избранным.
Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата
1. Депутат имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия, и нагрудный знак депутата, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Удостоверение депутата является документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти Республики Крым, государственные органы Республики Крым, органы местного самоуправления Республики Крым, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также право посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым.
3. Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описания утверждаются Президиумом Государственного Совета.
Статья 6. Формы деятельности депутата
1. Формами деятельности депутата являются:
а) участие в заседаниях Государственного Совета в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета;
б) участие в работе комитетов и комиссий; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Государственным Советом;
в) участие в парламентских слушаниях;
г) внесение проектов законов и постановлений Государственного Совета;
д) внесение депутатского запроса;
е) направление депутатского обращения;
ж) работа с избирателями;
з) участие в работе фракций и иных депутатских объединений в Государственном Совете.
2. Деятельность депутата может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, иными законами Республики Крым и Регламентом Государственного Совета.
Статья 7. Осуществление депутатом своих полномочий. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
1. Депутат осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности.
2. Число депутатов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Республики Крым.
3. Председатель Государственного Совета, первый заместитель Председателя Государственного Совета, заместители Председателя Государственного Совета, председатели комитетов Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
4. Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
5. Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в части 4 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в Государственном Совете в соответствии с Регламентом Государственного Совета.
6. Порядок реализации права депутатов осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе регулируется Регламентом Государственного Совета.
7. Депутат Государственного Совета, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, является лицом, замещающим государственную должность Республики Крым согласно перечню государственных должностей Республики Крым.
8. Депутаты для работы в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе, за исключением депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе по должности, избираются Государственным Советом на основании их письменных заявлений. Если число депутатов, желающих работать на профессиональной постоянной основе, превышает число вакантных депутатских мандатов для работы в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе, то указанные депутаты избираются Государственным Советом из числа депутатов, подавших заявление, в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета.
9. На депутатов распространяются следующие ограничения, предусмотренные федеральным законодательством:
а) в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Крым, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Крым, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
б) депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран;
в) депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию или избранный в составе списка кандидатов политической партии, деятельность которой была прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит;
г) депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, деятельность которой была прекращена в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в Государственном Совете Республики Крым, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее;
д) депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
е) депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении;
ж) депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
з) депутат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
и) депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
Статья 8. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
1. Депутат в соответствии с федеральным законодательством ежегодно представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей (своего) супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в Комиссию Государственного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами.
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются по формам, установленным для лиц, замещающих государственные должности Республики Крым. Сведения о расходах депутата, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляются по форме, утвержденной Государственным Советом.
3. Депутат представляет ежегодно:
1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
3) сведения о своих расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
4. В случае если депутат самостоятельно обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Законом.
5. Уточненные сведения, представленные депутатом после истечения срока, указанного в части 1 настоящей статьи, не считаются представленными с нарушением срока при условии, что они представлены до начала проведения проверки их достоверности в установленном порядке.
Статья 9. Порядок создания Комиссии Государственного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами
1. Комиссия Государственного Совета по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами (далее - Комиссия), образуется Государственным Советом на срок полномочий Государственного Совета очередного созыва.
2. Состав и порядок работы Комиссии утверждаются постановлением Государственного Совета в соответствии с нормами федерального законодательства.
3. Председатель Государственного Совета в течение 30 дней после начала работы Государственного Совета нового созыва вносит проект постановления Государственного Совета о составе и порядке работы Комиссии.
4. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместитель, секретарь и члены Комиссии.
5. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.
6. Комиссия проводит проверки:
1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Крым и настоящим Законом.
Статья 10. Депутатская этика
1. Депутатская этика - совокупность морально-нравственных принципов и норм поведения, которыми должны руководствоваться депутаты при исполнении ими депутатских полномочий.
2. Депутат не вправе использовать в личных целях, а также в интересах лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, преимущества депутатского статуса.
3. Депутат должен:
1) сохраняя собственное достоинство, в равной мере уважать достоинство других депутатов, должностных лиц и граждан;
2) не употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц;
3) не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать заведомо ложную информацию, не призывать к незаконным действиям;
4) использовать депутатские бланки только для официальных обращений, писем и документов, подписанных собственноручно.
4. Нормы депутатской этики и ответственность за их нарушение устанавливаются правилами депутатской этики, утверждаемыми Государственным Советом.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА
Статья 11. Право законодательной инициативы депутата
1. Депутат обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения на рассмотрение Государственного Совета законопроектов, проектов нормативных правовых актов Государственного Совета и поправок к ним в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Крым, Регламентом Государственного Совета.
2. Законодательная инициатива депутата подлежит обязательному рассмотрению Государственным Советом в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета.
Статья 12. Право депутатов на депутатские объединения
1. Депутаты, избранные в составе республиканского списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете, входят в депутатские объединения - фракции, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи. Фракция включает в себя депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 6 настоящей статьи.
2. Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, за исключением депутатов, избранных по одномандатным округам в связи с выдвижением политическими партиями, чьи республиканские списки допущены к распределению депутатских мандатов, а также депутаты, избранные в составе республиканских списков кандидатов политических партий, указанных в части 6 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
3. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
4. Депутатские объединения информируют Председателя Государственного Совета, Президиум Государственного Совета о своих решениях.
5. Порядок регистрации и деятельности фракций, порядок образования, регистрации и деятельности депутатских объединений устанавливаются Регламентом Государственного Совета на основании федерального законодательства.
6. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Государственном Совете, а также членство депутатов в этой фракции прекращаются со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Статья 13. Участие депутата в заседаниях Государственного Совета, комитетов и иных органов Государственного Совета, исполнительных органов государственной власти Республики Крым
1. На заседаниях Государственного Совета депутаты рассматривают и решают вопросы, отнесенные к компетенции Государственного Совета.
2. Депутат реализует на заседаниях Государственного Совета, комитетов или иных органов Государственного Совета предоставленные ему права в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, Регламентом Государственного Совета.
3. Депутат обязан участвовать в заседаниях Государственного Совета, комитетов и иных органов Государственного Совета, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на заседаниях Государственного Совета, комитета или иного органа Государственного Совета, членом которого он является, депутат заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя Государственного Совета, председателя комитета или иного органа Государственного Совета.
4. Депутат обладает правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Государственным Советом, комитетом или иным органом Государственного Совета, членом которых он является.
5. Депутат вправе присутствовать на заседаниях комитетов или иных органов Государственного Совета, членом которых он не является, с правом совещательного голоса.
6. Депутат вправе присутствовать на заседаниях Совета министров Республики Крым и коллегиях исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
7. Аппарат Государственного Совета по поручению Председателя Государственного Совета в сроки, установленные Регламентом Государственного Совета, сообщает депутату о дате, времени и месте проведения заседания Государственного Совета, комитета или иного органа Государственного Совета, членом которого он является, о вопросах, вносимых на рассмотрение, и представляет ему все необходимые материалы по этим вопросам.
8. Информация об участии депутата в заседаниях Государственного Совета может доводиться до сведения избирателей.
Статья 14. Права депутата на заседаниях Государственного Совета
На заседаниях Государственного Совета депутат вправе в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета:
1) избирать и быть избранным в органы Государственного Совета, заявлять самоотвод;
2) предлагать кандидатуры в органы Государственного Совета, высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, наделяемых полномочиями, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственным Советом, заявлять отвод кандидатам;
3) участвовать в прениях, вносить предложения и замечания по существу обсуждаемых вопросов, по порядку ведения заседания;
4) задавать вопросы выступающим, давать справки;
5) выступать по мотивам голосования (до момента голосования);
6) вносить предложения о заслушивании на заседаниях отчета или информации любого органа, должностного лица, подконтрольных Государственному Совету;
7) вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам, входящим в компетенцию Государственного Совета;
8) выступать с информацией, справками в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета;
9) пользоваться иными правами, установленными федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.
Статья 15. Участие депутата в выполнении поручений Государственного Совета, комитетов и иных органов Государственного Совета
1. Депутат обязан выполнять поручения Государственного Совета, комитетов и иных органов Государственного Совета, членом которых он является, данных в пределах их компетенции.
2. Депутат, выполняющий поручения Государственного Совета, комитетов и иных органов Государственного Совета, является официальным представителем Государственного Совета.
3. По поручению Государственного Совета депутат участвует в работе органов, создаваемых Государственным Советом, по осуществлению контроля:
за соблюдением и исполнением законов Республики Крым и нормативных правовых актов Государственного Совета;
за исполнением бюджета Республики Крым;
за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Крым;
за выполнением программ социально-экономического развития Республики Крым;
за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Крым, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти Республики Крым.
4. О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно Государственный Совет, комитеты или иные органы Государственного Совета, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.
5. Государственный Совет может направлять депутата в командировку. Порядок направления депутата в командировку устанавливается Государственным Советом.
Расходы депутата, связанные с командировкой, устанавливаются в соответствии с законодательством и возмещаются за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на содержание деятельности Государственного Совета.
Статья 16. Участие депутата в работе органов местного самоуправления Республики Крым
1. Депутат вправе участвовать в работе органов местного самоуправления Республики Крым. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам.
2. Депутат вправе вносить в органы местного самоуправления Республики Крым подготовленные им предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц.
Статья 17. Взаимоотношения депутата с избирателями
1. Депутат обязан поддерживать связь с избирателями. При этом депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа.
2. Депутат рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
3. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
4. Депутату ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Государственного Совета.
5. Депутат информирует Президиум Государственного Совета о своей работе с избирателями. Порядок предоставления указанной информации утверждается Президиумом Государственного Совета.
Статья 18. Право депутата требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан
1. Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях - обратиться к соответствующим органам государственной власти Республики Крым, государственным органам Республики Крым, органам местного самоуправления Республики Крым, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, и их должностным лицам с требованием о пресечении нарушения.
2. Должностные лица органов государственной власти Республики Крым, государственных органов Республики Крым, органов местного самоуправления Республики Крым, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Крым, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.
Статья 19. Депутатский запрос
1. Депутат вправе обращаться с депутатским запросом по вопросу, имеющему большое общественное значение, к Главе Республики Крым, Председателю Совета министров Республики Крым, членам Совета министров Республики Крым, исполнительным органам государственной власти Республики Крым, государственным органам Республики Крым, органам местного самоуправления Республики Крым, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, независимо от форм собственности.
2. Депутатский запрос вносится депутатом, группой депутатов в письменной форме в секретариат сессии, и требует оглашения на заседании Государственного Совета.
Депутатский запрос получает свой статус, после того как на заседании Государственного Совета его поддержало не менее одной трети голосов от избранного числа депутатов и направляется адресату секретариатом сессии.
3. Орган или должностное лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 календарных дней со дня его получения или в иной согласованный с депутатом срок.
Если для подготовки ответа на депутатский запрос необходимо провести проверку (проверки), изучить дополнительные материалы, ответ на депутатский запрос может быть дан не позднее чем через 30 календарных дней со дня получения указанного запроса. При этом руководитель органа или должностное лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым обращен запрос, обязаны проинформировать Государственный Совет о причинах увеличения срока подготовки ответа.
4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных федеральными законами. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три календарных дня до дня заседания соответствующего органа.
5. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председателем секретариата сессии на заседании Государственного Совета.
6. Руководитель органа или должностное лицо, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым был обращен запрос, могут быть приглашены на заседание Государственного Совета для дачи устных пояснений по существу вопросов, поставленных в депутатском запросе, и ответов на вопросы депутатов. Решение о приглашении указанного руководителя органа или должностного лица принимается на заседании Государственного Совета не менее чем одной третью голосов от избранного числа депутатов.
Статья 20. Депутатское расследование
1. По требованию депутата, группы депутатов, депутатского объединения в Государственном Совете, комитета Государственного Совета Государственный Совет вправе принять постановление о проведении депутатского расследования по вопросу, относящемуся к ведению Государственного Совета.
2. Проведение депутатского расследования поручается соответствующему комитету Государственного Совета или специально созданной комиссии Государственного Совета.
3. Органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления Республики Крым и их должностные лица обязаны оказывать содействие в проведении депутатского расследования, предоставлять соответствующие документы и материалы, необходимые для проведения депутатского расследования. Предоставление указанных документов и материалов осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
4. При проведении депутатского расследования вмешательство в частную жизнь граждан, нарушение неприкосновенности частной жизни граждан не допускаются. Депутатское расследование не должно подменять деятельность правоохранительных органов и прокуратуры.
5. По результатам депутатского расследования комитет Государственного Совета или специально созданная комиссия Государственного Совета, которым было поручено проведение расследования, составляют мотивированное заключение, которое рассматривается на заседании Государственного Совета. По результатам рассмотрения Государственный Совет принимает постановление.
Статья 21. Право депутата на прием в первоочередном порядке должностными лицами
1. По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями органов государственной власти Республики Крым, государственных органов Республики Крым, органов местного самоуправления Республики Крым, должностными лицами республиканских организаций, а также лицами начальствующего состава воинских частей, дислоцированных на территории Республики Крым.
2. Порядок посещения воинских частей, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определяется федеральным законодательством.
Статья 22. Право депутата на получение и распространение информации
1. Депутат в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета, обеспечивается документами, принятыми Государственным Советом, на бумажных либо электронных носителях, а также иными документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Государственным Советом, Администрацией Президента Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным судом Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным судом Российской Федерации и иными государственными органами.
2. При обращении депутата по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, в органы государственной власти Республики Крым, государственные органы Республики Крым, органы местного самоуправления Республики Крым, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым, независимо от форм собственности, руководители указанных органов, предприятий, учреждений, организаций предоставляют депутату бесплатные консультации специалистов, необходимую информацию или сведения. При этом сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, или относящиеся к персональным данным, предоставляются в порядке, установленном федеральными законами.
3. Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации Республики Крым, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета Республики Крым или бюджета муниципального образования либо используют муниципальное имущество, либо одним из учредителей которых являются органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления Республики Крым, в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.
Статья 23. Обращение депутата
1. Депутат вправе направлять письменные обращения по вопросам депутатской деятельности Главе Республики Крым, Председателю Совета министров Республики Крым, членам Совета министров Республики Крым, исполнительным органам государственной власти Республики Крым, государственным органам Республики Крым, органам местного самоуправления Республики Крым, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым, независимо от форм собственности.
Обращение депутата направляется им самостоятельно на бланке депутата и не требует оглашения на заседании Государственного Совета.
2. Должностные лица и руководители органов, предприятий, учреждений, организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи, которым поступило обращение депутата, обязаны направить ответ в письменной форме, а также предоставить запрашиваемые депутатом документы или сведения не позднее 20 календарных дней со дня получения обращения.
3. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, предприятий, учреждений, организаций, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством. О дне рассмотрения указанных вопросов депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за 3 календарных дня до даты их рассмотрения.
Статья 24. Гарантии неприкосновенности депутата
Депутаты обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
В соответствии с федеральным законом устанавливаются следующие гарантии неприкосновенности депутата:
1) в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами;
2) депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Статья 25. Недопустимость вмешательства депутата в деятельность органов дознания, следователей, судов и прокуратуры
В соответствии с федеральным законодательством вмешательство депутата при осуществлении депутатских полномочий в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность, деятельность органов прокуратуры не допускается.
Статья 26. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний
Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.
Статья 27. Право депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, на отсрочку от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов
Депутату, осуществляющему полномочия на постоянной профессиональной основе, предоставляются отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов на срок его полномочий в Государственном Совете в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА
Статья 28. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатской деятельности
1. Депутат, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, получает денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.
2. Депутату, осуществляющему свои полномочия без отрыва от основной деятельности, ежемесячно со дня обретения полномочий возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности в порядке и размерах, установленных постановлением Государственного Совета.
3. Денежное вознаграждение и иные выплаты депутатам производятся из средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на содержание деятельности Государственного Совета.
Статья 29. Гарантии трудовых прав депутата, работающего на профессиональной постоянной основе
1. Срок полномочий депутата, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, засчитывается в стаж государственной службы Республики Крым, в общий и непрерывный трудовой стаж.
2. Иные гарантии трудовых прав депутата устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 30. Гарантии трудовых прав депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности
1. На время осуществления депутатской деятельности депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей.
2. Освобождение депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности, от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности производится на основании письменного уведомления Председателя Государственного Совета либо на основании письменного заявления депутата, направленного в адрес руководителя по основному месту работы депутата. Требование иных документов не допускается.
Статья 31. Страхование жизни и здоровья депутата, медицинское обслуживание
1. На срок депутатских полномочий жизнь и здоровье депутата подлежат страхованию за счет средств бюджета Республики Крым в порядке, установленном законодательством.
2. Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, подлежит обязательному социальному страхованию Республики Крым по временной утрате трудоспособности в период исполнения своих полномочий.
3. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, и проживающим с ним членам семьи предоставляется медицинское обслуживание.
Статья 32. Предоставление депутату помещения для осуществления депутатских полномочий
1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, на весь срок его полномочий предоставляется помещение в здании Государственного Совета, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой.
2. Депутату для осуществления депутатской деятельности в избирательном округе (на соответствующей территории), а также для приема избирателей предоставляется помещение, оборудованное мебелью, телефонной связью. Конкретное местонахождение данного помещения определяется органами местного самоуправления Республики Крым по согласованию с депутатом.
Статья 33. Обеспечение депутата жилой площадью
1. Депутату возмещаются расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности.
2. Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в городе Симферополе, по его заявлению на период осуществления своих полномочий в соответствии с жилищным законодательством предоставляется жилая площадь для проживания с членами семьи либо возмещаются расходы по найму жилого помещения или по оплате услуг гостиницы. Оплата коммунальных услуг, абонентная плата за телефон, оплата междугородных переговоров производятся за счет личных средств депутата.
3. Депутат в течение месяца после сложения с себя полномочий освобождает жилую площадь (жилое помещение), а в случае возмещения расходов по найму жилого помещения их возмещение прекращается по истечении месяца после сложения полномочий.
Неосвобождение занимаемой жилой площади (жилого помещения) влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством, без предоставления другого жилого помещения.
4. Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, и членам его семьи возмещаются расходы, связанные с переездом в город Симферополь для осуществления депутатских полномочий, а также расходы, связанные с переездом на постоянное место жительства после прекращения его полномочий. Размер и порядок возмещения данных расходов устанавливаются Государственным Советом.
5. Порядок предоставления и использования жилой площади (жилого помещения), предоставляемой депутату, возмещения расходов по найму (поднайму) квартиры или ее части, а также предельный размер арендной платы за квартиру, оплаты за гостиницу утверждаются постановлением Государственного Совета.
6. Расходы, связанные с обеспечением депутата, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе, жилой площадью (жилым помещением), осуществляются за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на содержание деятельности Государственного Совета.
Статья 34. Право депутата на транспортное обслуживание
1. Депутат для осуществления депутатских полномочий на территории Республики Крым имеет право пользоваться служебным автотранспортом в порядке и в пределах лимита пробега автотранспортного средства, установленных Президиумом Государственного Совета.
2. Расходы на содержание служебного автотранспорта осуществляются за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на содержание деятельности Государственного Совета.
3. В случае использования личного автотранспорта депутату компенсируются затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание используемого автотранспорта в порядке, установленном постановлением Государственного Совета.
Статья 35. Использование депутатом средств связи
1. Депутат при осуществлении депутатской деятельности пользуется правом на предоставление ему средств телефонной, почтовой, телеграфной и иных видов связи за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на содержание деятельности Государственного Совета, в порядке, установленном Президиумом Государственного Совета.
2. Телефонные переговоры, осуществляемые депутатом посредством личного телефона, оплачиваются самим депутатом.
Статья 36. Помощники депутата
1. Депутат для осуществления своих депутатских полномочий вправе иметь не более 10 помощников, которые работают на общественных началах.
2. Помощник депутата оказывает депутату организационно-техническую и правовую помощь в осуществлении депутатских полномочий, а также выполняет поручения депутата по работе с избирателями, общественными объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Помощником депутата может быть лицо, достигшее 18 лет.
4. Права, условия и порядок работы помощника депутата регулируются настоящим Законом, а также Положением о помощнике депутата, утверждаемым Государственным Советом.
5. Помощник депутата имеет удостоверение, подтверждающее его полномочия.
6. Депутат несет ответственность за деятельность помощника и вправе заменить его другим помощником.
Статья 37. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата
1. Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой государственной должности продолжительностью 48 календарных дней с единовременной выплатой в порядке, предусмотренном законодательством Республики Крым.
2. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 38. Пенсионное обеспечение депутата
Депутат, работающий на профессиональной постоянной основе, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Крым на основе федерального законодательства.
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 39. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности депутата
Создание должностными лицами органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления Республики Крым, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, действующих на территории Республики Крым, препятствий в работе депутата, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации или предоставление ими заведомо ложной информации, влекут за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
Статья 40. Ответственность за невыполнение законных требований депутата
Невыполнение должностными лицами органов государственной власти Республики Крым, государственных органов Республики Крым, органов местного самоуправления Республики Крым, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, действующих на территории Республики Крым, законных требований депутата, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 41. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом
Финансирование расходов, определенных настоящим Законом, осуществляется за счет средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Государственного Совета законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной год.
Статья 42. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования, за исключением пункта "в" части 1 статьи 4, пункта "и" части 9 статьи 7, статьи 8, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
Временно исполняющий обязанности Главы Республики Крым С.Аксенов
Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией