В Германии, в отличие от Италии, Австрии и Чехии, частные машины освобождены от дорожной пошлины. Все курсирующие по дорогам страны грузовики с 2011 года должны платить в среднем около 15 евроцентов за километр. Планы введения сбора для легковых автомобилей, однако, вот уже более года будоражат немецкое общество и не дают покоя владельцам каждой из зарегистрированных в ФРГ 44 миллионов легковушек. Эту идею выдвинул еще в прошлом году перед выборами в бундестаг председатель существующей лишь в Баварии партии Христианско-социальный союз (ХСС) Хорст Зеехофер. Поскольку по трассам самой, кстати, богатой федеральной земли ФРГ Баварии проезжает больше всего иностранных машин, а ремонт дорог производится за счет налогов граждан этой земли, изначально ХСС предложила облагать пошлиной только иностранные легковые автомобили. Однако при более детальном рассмотрении оказалось, что подобный закон будет противоречить нормам паритета стран Евросоюза. Ведь получается, что за немецкие дороги должны были бы платить лишь иностранные владельцы легковых автомобилей, а немецкие граждане стояли бы в стороне и пользовались этим.
Поэтому в ходе дискуссий внутри партии ХСС было решено обложить пошлиной всех вместе - и иностранцев, и немцев - по модели дорожной платы, взимаемой с грузовиков. Однако перед выборами в бундестаг канцлер Ангела Меркель - лидер партии Христианско-демократический союз, выступающей в блоке с ХСС, однозначно заявила: "Со мной пошлины за дороги не будет!" Тем не менее в программу ХДС/ХСС все же пришлось внести пожелание сестринского баварского отделения консервативного блока. В видоизмененном варианте оно гласило: "Пошлина не будет отягощать немецких граждан". В готовящемся ныне проекте закона о взносах за использование дорог предполагается, что все владельцы легковых автомобилей должны будут платить одинаковую пошлину за пользование немецкими автобанами, однако немецким гражданам будет снижен автомобильный налог, скорее всего в размере дорожной пошлины.
В таком случае, как рассказал "РГ" эксперт Кельнского экономического института Томас Пульс, дискриминация иностранных автолюбителей за счет местных все же останется. Вряд ли Европейская судебная палата пропустит закон в таком виде. Кроме того, финансовая сторона проекта пока что абсолютно туманна. Автомобильный налог, который платят немецкие автолюбители, колеблется от 20 до 800 евро, в зависимости от модели, класса и степени загрязнения окружающей среды, вызываемого машиной. Пошлина должна составлять, по первым планам, около 112 евро за машину в год, причем возможна также плата за месяц, о сумме которой ничего не известно. По словам Пульса, взносы принесут около полумиллиарда евро. Однако на поддержание начавших приходить в негодность дорог требуется около 5 миллиардов евро в год, а в настоящее время для этого недостает около трех миллиардов. И если вычесть бюрократические издержки, пользы от пошлины будет немного.
112 евро может составить дорожная пошлина в Германии