15.09.2014 23:44
    Поделиться

    Муниципалитеты хотят строить инфраструктуру на паях с бизнесом

    Муниципалитеты готовы строить на паях с бизнесом объекты инфраструктуры
    Муниципально-частное партнерство имеет хорошие перспективы в России. Однако у каждого публичного образования - региона или муниципалитета - свои особенности управления при реализации инфраструктурных проектов.

    В частности, в одном из сельских поселений СЗФО с бюджетом 2,1 млн рублей и вытекающими из этого последствиями появилась потребность в строительстве объектов теплоснабжения для нужд образовательного учреждения и фельдшерско-акушерского пункта, но необходимых средств на это муниципальная администрация выделить не может. Схожая ситуация и с электроснабжением, которое существует за счет градообразующего предприятия - рыболовецкого колхоза, на балансе которого находятся две дизельные электростанции. Возможен ли в таких условиях договор ГЧП, позволяющий минимизировать издержки колхоза при строительстве объекта теплоснабжения? Больше решать эту проблему некому.

    Законодательно закрепленная форма ГЧП - концессионные соглашения - сегодня является приоритетным механизмом для развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. По данным портала torgi.gov.ru, из 153 торгов, где на стороне концедента выступали органы исполнительной власти муниципальных образований, в 54 случаях было заключено концессионное соглашение, а в остальных 99 случаях конкурс был признан несостоявшимся и концессионное соглашение не было заключено. Отраслевое распределение проектов: 36% от общего числа - сети водоснабжения и водоотведения, объекты теплоснабжения - 24%, объекты электроснабжения - 17%, очистные сооружения - 10%. В случае вступления в силу закона об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в РФ эта тенденция не изменится - вопросы ГЧП в отношении приведенных выше групп объектов будут регулироваться Законом о концессионных соглашениях, поэтому уже сейчас можно говорить о первичном опыте реализации муниципальных концессий в сферах энергетики и ЖКХ.

    В других отраслях муниципальные образования не так активно используют механизм концессии - 2 проекта в сфере физической культуры и спорта, 2 - в области утилизации и переработки ТБО, передача в концессию городского сквера - единственный в своем роде проект в РФ. Капиталоемкие проекты в отрасли физической культуры(это строительство типовых ФОКов в Нижнем Новгороде стоимостью более 200 млн руб.) скорее исключение из правил заключения концессионных соглашений на муниципальном уровне. В основном стоимость проектов колеблется от 800 тыс. до 2 млн руб.

    После первичного анализа содержания концессионных соглашений можно сделать вывод о том, что в ряде муниципальных образований с ограниченными возможностями бюджета механизм концессии - это в первую очередь сделки, которые не ставят во главу угла вопрос капитализации, а служат для концессионера дополнительной нагрузкой к деятельности, которую он ведет на территории муниципального образования. То есть существует объект общественной инфраструктуры, который требует реконструкции, или в муниципальном образовании есть потребность в создании объектов инфраструктуры, а также есть ряд предприятий, деятельность которых зависит от производительности объекта инфраструктуры, который находится на балансе муниципального образования. Именно из потребности местного бизнеса и дефицита бюджета возникает предмет концессионной сделки на муниципальном уровне. Такая интерпретация скорее склоняет нас к классической правовой теории, относившей концессионный договор к категории так называемых административных договоров, характеризуемых заведомо неравноправным положением концессионера, односторонними правами государства. В нашем случае это скорее не неравноправие концессионера, а его дополнительное обязательство по ведению хозяйственной деятельности на территории муниципального образования.

    Перспективы муниципально-частного партнерства в первую очередь заключаются в проработанности самого соглашения, поскольку не всегда можно обеспечить платежеспособный спрос на услуги со стороны населения и приемлемые условия для концессионера в части компенсации расходов. Поэтому для таких проектов приоритетное значение - это правовая грамотность государственных служащих и компромисс при принятии решения о заключении соглашения. В остальном механизм концессии - это уверенный шаг для развития инфраструктуры муниципальных образований на годы вперед.

    Поделиться