По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения значительно уменьшат медицинские расходы из региональных бюджетов, за счет которых ранее предоставлялась медицинская помощь мигрантам. В законопроекте записано, что мигрант будет обязан предоставить работодателю обязательную медицинскую страховку. При отсутствии этого документа работодатель имеет право не оформлять мигранта на работу либо взять на себя все расходы по оказанию медпомощи иностранному сотруднику. При этом суммарная величина таких расходов может многократно превысить стоимость самостоятельно приобретаемого медицинского полиса мигранта. Российский медицинский полис для граждан других государств обойдется в среднем в 1500-5000 рублей в год, а его владелец сможет претендовать не только на оказание экстренной медицинской помощи, но и на плановые и профилактические медосмотры. Система оказания медпомощи, действующая сегодня, предполагает оказание мигрантам лишь экстренной помощи.
По словам руководителя проекта Центра андеррайтинга и развития продуктов добровольного медицинского страхования СК "Альянс" Дмитрия Волкова, законопроект должен устранить имеющиеся недостатки в процессе найма иностранных работников. Несмотря на то что скорая медицинская помощь оказывается иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, бесплатно, программа госгарантий на трудовых мигрантов не распространяется, что мешает им своевременно и легально получать необходимую помощь.
У законопроекта есть и немало критиков. Так, руководитель организации "Миграция и право" Гавхар Джураева полагает, что нововведение сильно ударит по законопослушной части иностранных граждан. "Вместо того чтобы бороться с нелегальной миграцией, власти наваливают дополнительные обязанности на добросовестных трудовых мигрантов, которые уже прошли адаптацию, выучили русский язык и делают все возможное, чтобы работать на легальных основаниях. Может так получиться, что человек не обратится за медицинской помощью, а денег страховым компаниям уже заплатит, и немало. Работодатели вряд ли пойдут на покупку полиса ДМС, разве что только самые крупные", - считает Джураева.
Представитель фонда "Миграция ХХI век" Инна Матвеева озвучила другой вариант решения проблемы. По ее словам, необходимо заключить соглашение между странами СНГ, чтобы, застраховавшись на родине, мигранты могли пользоваться страховкой в РФ. Кроме того, она подчеркнула необходимость создания унифицированной системы осмотра мигрантов в странах СНГ, общего реестра страховщиков и обладателей страховки. Соответствующее соглашение было подготовлено Минздравсоцразвития РФ, прошло экспертизу Правительства РФ, но было отправлено на доработку.
Директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович считает, что полис добровольного медицинского страхования не решит главной задачи - обеспечения медицинской помощи мигрантам. "Они будут брать полис на месяц, с минимальной суммой покрытия, получать патенты, а потом не продлевать его, и никак это проконтролировать нельзя, - говорит эксперт. - Нужен полис обязательного медицинского страхования, но сейчас мигранты на него рассчитывать не могут, потому что имеют статус временно пребывающих на территории России и из системы ОМС исключены".