17.09.2014 23:28
    Поделиться

    Российские школы "не сдали" экзамен по безопасности в ГИБДД

    Совместный проект ГИБДД и "Российской газеты" о самом злободневном

    Многие российские школы "не сдали" экзамен по безопасности в ГИБДД. Хотя в этом не столько их вина, сколько местных органов власти.

    О чем, собственно, идет речь? Уже третий год подряд инспекторы ГИБДД проверяют школы на предмет наличия всех необходимых атрибутов, которые максимально защищают учащихся от машин. Ученик, выходя из альма-матер, не должен попасть под колеса. А для этого есть элементарные технические средства. Так, первая задача отделить пешеходов от машин. Для этого должны быть тротуары. Пешеходные переходы должны быть видны, поэтому были введены цветная разметка, знаки на флуоресцентном покрытии и мигающие огни над переходами. Чтобы заставить машины сбросить скорость, есть искусственные неровности. А чтобы упорядочить поток пешеходов, то есть чтобы дети не выскакивали под колеса в местах, для этого не предназначенных, есть пешеходные ограждения. Все эти средства надо применять в полном объеме перед образовательными организациями.

    Как рассказал "РГ" заместитель начальника управления надзорной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин, сейчас такое оборудование носит добровольный характер, но Госавтоинспекция рекомендует применять их в обязательном порядке.

    И тем не менее в этом году количество выявленных недостатков превысило все ожидания. Но дело не в том, что местные власти перестали обращать внимание на безопасность детей (хотя есть и такие). Просто охват проверок был очень широк. Всего было проверено 95 тысяч образовательных организаций, расположенных вблизи дорог. А их у нас по стране всего 110 тысяч - 47 тысяч школ и 53 тысячи организаций дошкольного образования.

    Главные сложности организации движения в том, что муниципальные власти зачастую просто не знают своих прав и обязанностей. С 1 января этого года они получили не только возможность, но и обязанность формировать свои собственные дорожные фонды. Однако большинство из них по-прежнему ссылается на отсутствие этих фондов или денег в них.

    - Во многих муниципалитетах считают, что чем дешевле обойдется разметка, тем лучше, - поясняет Понарьин. - Однако зачастую такие контракты оказываются пустой тратой денег. В Красноярске нанесли разметку, а через месяц ее уже смыло. И значит, снова надо проводить конкурс и тратить бюджетные деньги. В Москве, к примеру, все организовано иначе. В условиях конкурса прописано гарантийное обслуживание. И если разметку смоет, то подрядчик должен будет сам за свой собственный счет ее восстановить. Именно такие контракты необходимо продвигать на рынке.

    А в этом году разметке уделяется особое внимание. Этот год даже назвали "годом разметки". По словам Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Виктора Нилова, разметка позволяет снизить аварийность до 30 процентов. Именно поэтому ей самой и качеству ее нанесения уделяется особое внимание. Тем более около образовательных организаций.

    Также инспекторы ГИБДД призывают общественность внимательнее относиться к состоянию средств организации дорожного движения. Хотят сверять с паспортами дорожной безопасности школ то, что в них указано и что есть на самом деле. И если в паспорте по Схеме есть пешеходный переход, а на дороге от него лишь отдельные пятна краски остались, то необходимо сообщать об этом в администрацию. А если никто не занялся восстановлением утраченной разметки - в ГИБДД.

    Но главы муниципалитетов в том, что сотрудники Госавтоинспекции выписывают им штрафы, видят не желание улучшить обстановку на дорогах, а превышение служебных полномочий и репрессии. В частности, мэр города Куйбышева Новосибирской области написал жалобу аж министру внутренних дел Российской Федерации, указав, что ГИБДД не дает работать городу и наносит непоправимый ущерб и без того дырявому бюджету, налагая штрафы. При более детальном рассмотрении выяснилось, что половина дорог в городе не взята на баланс города. То есть за них никто не отвечает и ими никто не занимается. И никому не принадлежащие дороги - это не особенность города Куйбышева, а наша обыденность.

    Есть даже постановление пленума Высшего арбитражного суда, в котором ясно говорится, что независимо от того, за кем числятся те или иные местные дороги, отвечает за их состояние местная администрация.

    Поэтому, по словам Понарьина, сейчас перед сотрудниками ГИБДД поставлена задача не просто выявлять недостатки дорог и выписывать предписания и штрафы, но и разбираться в причинах, почему дороги в таком состоянии. Недостаток денег в бюджете - не повод не ремонтировать дороги и не наносить на них разметку. Но как показывает практика, в основе всех дорожных недостатков - недисциплинированность исполнителей работ или администрации.

    Между тем благодаря контролю за обустройством дорог около школ за семь месяцев этого года сократилось общее количество аварий около образовательных организаций почти на 10 процентов по сравнению с 7 месяцами прошлого года. Было 1967 аварий, в этом году зафиксировано 1777 ДТП. На 21 процент сократилось количество погибших в них людей: 164 человека в прошлом году, 129 - в этом. Количество наездов на пешеходов около образовательных организаций сократилось на 9 процентов и составило 867 случаев против 955. На пешеходных переходах около школ количество наездов сократилось на 7 процентов. А количество наездов на детей-пешеходов на пешеходных переходах около образовательных организаций сократилось почти в два раза. Было 85, стало 46.

    Конкретно

    Безопасен по паспорту

    Внедрение паспорта дорожной безопасности началось еще в октябре 2012 года. Однако для многих родителей это до сих пор новость. И неудивительно. На сегодняшний день работа по внедрению и использованию паспортов дорожной безопасности активно ведется лишь в 33 регионах страны. Что же это такое?

    Везет, если школа находится во дворе дома. А если до нее идти несколько кварталов, да еще переходить через оживленные дороги? Тут волей-неволей встает вопрос, как бы ребенок дошел до нее без риска для жизни. И, как правило, принимается единственное верное решение - родитель должен сопровождать его от порога дома до порога образовательной организации. Но также родитель должен и встречать ребенка из школы и водить его в кружки. А не все родители могут оторвать время от своей работы на эту процедуру. В итоге, поводив его пару раз, родитель устраняется от этого увлекательного занятия и отправляет ребенка в самостоятельное плавание.

    Так вот, чтобы максимально обезопасить ребенка в этом плавании, и были внедрены паспорта дорожной безопасности. По сути, это набор схем, в центре которых школа, со всеми переулками дворами и дорогами. Дороги - со всеми знаками, светофорами и переходами. И на этих схемах нанесены маршруты, по которым можно безопасно дойти до школы и обратно.

    Перед тем как попасть в школьный паспорт, эти схемы тщательно прорабатываются самими учителями, сотрудниками Госавтоинспекции и представителями общественности или родительских комитетов. Для чего они совместно проходят по каждому из маршрутов. Там, где не хватает знаков, светофоров или разметки, сотрудник ГИБДД направляет предписания владельцу дорог. Зачастую учителя указывают, что в том или ином месте ребенок не пойдет в обход 100 метров, чтобы перейти дорогу, а значит, необходимо сделать пешеходный переход именно там, где он пойдет.

    Как пояснил "РГ" начальник отдела пропаганды БДД Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Максим Белугин, паспорта в лучшем своем варианте содержат до семи различных схем. Это район расположения школы, пути движения транспортных средств и детей. Схема организации дорожного движения вблизи образовательной организации. Маршруты движения организованных групп детей, например, когда они идут заниматься физкультурой на соседний стадион. Пути движения транспорта по школьной территории - ведь туда подвозят готовые завтраки и обеды. Маршрут движения школьного автобуса, там где он применяется. Безопасное расположение остановки автобуса. А также пути движения транспорта и детей на случай проведения ремонтных работ и самое главное - схема безопасного движения детей по маршруту дом - школа - дом.

    Паспортами обзавелись далеко не все школы. В Белгородской, Кировской, Московской и Пензенской областях паспортизировано практически сто процентов образовательных организаций. В Республике Мордовия в 93 процентах организаций введены паспорта. В Ставропольском крае - в 92 процентах. В Калужской области - в 90 процентах. А Вологодская область паспортизирована на 33 процента. Сахалинская - на 31 процент. Ленинградская область на 30 процентов. Республика Тыва - на 15 процентов. В Москве паспорта есть лишь у одного процента образовательных организаций. Но уже в следующем году наличие такого паспорта станет обязательным для всех. Без него образовательная организация попросту не сможет начать учебный год. Во всяком случае это обещают в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

    Поделиться