Последнее письмо
Лишь губами одними,
бессвязно, все снова и снова
Я хотел бы твердить,
как ты мне дорога...
Но по правому флангу,
по славным бойцам Кузнецова,
Ураганный огонь
открывают орудья врага.
...Мы четвертые сутки в бою,
нам грозит окруженье:
Танки в тыл просочились,
и фланг у реки оголен...
Но тебе я признаюсь,
что принято мною решенье,
И назад не попятится
вверенный мне батальон!
Владислав Занадворов,
1942 г.
На его стихах запеклась кровь отступлений. В его строках - сорванный голос тех, кто прорывался из окружения.
О решительных наступлениях, о взятии городов, о Победе Владислав Занадворов написать не успел. Но погиб он в наступлении.
Под ногами была топкая осенняя грязь, смешанная с мокрым снегом. Густой туман лежал в балках. Почти нулевая видимость. Фашисты вряд ли ждали нашего броска в такую пору. Но именно 19 ноября 1942 года в 7 часов 30 минут началась операция "Уран" - контрнаступление советской армии, завершившееся окружением и разгромом войск вермахта под Сталинградом.
Командир минометного взвода гвардии лейтенант Владислав Занадворов был одним из тех, кто в то утро поднялся в атаку. Его 510-й полк в составе 47-й гвардейской стрелковой дивизии должен был выбить противника из станицы Чернышевской. За три часа ожесточенного боя удалось лишь на километр-два приблизиться к станице. Еще летом у Чернышевской шесть суток сражались наши десантники из ударного отряда 33-й гвардейской дивизии, отвлекая на себя огонь механизированных бригад противника. В тех боях отличился командир роты связи младший лейтенант Григорий Чухрай, будущий кинорежиссер. Истоки его "Баллады о солдате" здесь, в сталинградской степи. В герое фильма Алеше Скворцове можно узнать и Занадворова.
Сестра Татьяна вспоминала о брате: "С великой нежностью он относился к своей возлюбленной, а потом жене - Кате Хайдуковой. Его любимое обращение к ней - девочка, моя девочка. Ухаживая за Катей, он своеобразно преподносил ей цветы: засунет букет за ручку двери со стороны коридора и уйдет... В 1941 году ему предложили перейти работать на завод, где обеспечивалась бронь. Он ответил: "Если все по заводам будем прятаться, кто воевать будет". Вскоре брат был призван в армию..."
Он родился в Перми 15 сентября 1914 года. Через несколько дней был крещен по святцам с именем Владислав - в честь святого Владислава короля Сербского, жившего в XIII веке. Король Владислав был не только добрым правителем, но и увлеченным геологом: ему первому удалось открыть в своей стране месторождение серебра.
Владислав Занадворов с раннего детства мечтал стать геологом-искателем. Окончил школу с геологическим уклоном, поступил в геолого-разведочный техникум, каникулы проводил в экспедициях. Работал в Ленинградском геолого-разведочном управлении. Друзьям-геологам посвящены его первые стихи и рассказы.
В 1940 году Владислав блестяще заканчивает университет. У него рождается сын и выходит первая книга.
На фронте у него созрел замысел романа. 18 октября 1942 года он писал другу: "Поэтическое время ушло безвозвратно. Не знаю, как ты, а я за это время здорово постарел, - словно сердце остыло..."
К исходу дня 23 ноября 1942 года после четырех суток сражения нашим бойцам удалось взять станицу Чернышевскую и выйти к реке Чир.
Но двинуться дальше не удавалось до начала декабря - противник подтянул резервы. Две недели боев у реки Чир почти обескровили 47-ю гвардейскую дивизию.
27 ноября принял последний бой лейтенант Владислав Занадворов. Про обстоятельства его гибели известно лишь из скупого извещения, которое старшина Шауров написал Кате Занадворовой: "Уважаемая Екатерина Павловна! Ваш муж Занадворов Владислав Леонидович погиб в наступательном бою 27 ноября 1942 года..."
В "Донесении о безвозвратных потерях" дата гибели Занадворова - 28 ноября. Возможно, что 27-го Владислав был тяжело ранен, а умер на следующий день.
510-й полк с 19 по 28 ноября потерял 24 офицера.
В одном горестном списке с Владиславом Занадворовым - двадцатилетние лейтенанты: красноярец Сергей Крицкий, Иван Бокадоров с ростовского хутора Арпачен, Тембат Айдаров из осетинского села Чкалы, иркутянин Филипп Тимченко, рязанец Сергей Юдаев, Андрей Северов из ярославской деревни Ракульской, Константин Желандовский с сибирской станции Юрга, Петр Казаков из Мордовии, Михаил Гусак из полтавской Решетиловки, Иван Заднипрянский из воронежского села Нижняя Марковка... Погиб и начальник штаба полка Ибраим Аманбаев, уроженец казахского села Кегень.
Владислав Занадворов и его однополчане лежат в братских могилах у станицы Чернышевской. Таких могил в Чернышевском районе двадцать три.
А противотанковые рвы и сегодня хорошо приметны в здешней степи. Будто война прошла здесь год-два назад.
Из письма Владислава Занадворова жене 9 августа 1942 года: "Готовясь со дня на день выйти на передовую, занимаюсь тем, что строю шаткое здание будущего романа. Мне порой кажется, что теперь я сумею сказать такую правду о человеке, что у всех, кто узнает ее, - дух захватит, что я и сам стану удивляться, как сумел ее найти..."
Ты вспомнишь, ты вздрогнешь.
Ты вскрикнешь: воскресни!
Твой голос услышу сквозь сотни преград.
И где бы я ни жил, и где бы и ни был,
В которое утро, в котором году,
С пригоршнею соли, с краюхою хлеба,
Твой голос услышав, дорогу найду.