18.09.2014 23:10
    Поделиться

    Кинорежиссер Юрий Кара предложил освободить его от конкурентов

    Положительно, настало время благих инициатив, общенародного творчества и всенациональных импровизаций. Тема одна: санкции и как нам на них лучше ответить. Что бы еще запретить, чтоб было неповадно.

    В новую увлекательную игру постепенно включаются и люди искусства. И вот кинорежиссер Юрий Кара выступает с идеей в ответ на некорректные выпады со стороны Америки запретить американское кино на российских экранах - и в кинотеатрах и на ТВ. Так сказать, добавить к уже искорененным французским сырам и шведской селедке Сталлоне с ДиКаприо. И чтобы никаких Скорсезе с Кэмеронами. Проживем на своих, отечественных шедеврах.

    Идея заманчивая. Ее можно продолжать на ниве искусств и наук бесконечно. Англию можно хорошо прижучить, перестав играть в России Шекспира с Шоу, не говоря о Бриттене, - англичане себе места не найдут от горя. Окончательно запретить Дарвина - ведь действительно, обезьяне никогда не придет в голову подняться с колен. Подумать о соответствии нашим национальным традициям теории относительности - пострадают сразу и Германия и пригревшие Эйнштейна США. Да мало ли до каких еще невероятностей додумаются наши Кулибины, чтобы насолить соседям по планете.

    А если всерьез, то как, интересно, господин Кара представляет себе счастливый российский мир без наиболее популярной, как ни крути, половины мирового кино? Как он думает заполнить кинотеатры? То есть, чем заполнить кинотеатральные экраны, он, наверное, знает - фильмами уровня "Я - кукла" и "Воры в законе". Допустим. Но кем он надеется в этом случае заполнить кинотеатральные кресла?

    Сломать всегда легче, чем построить. Но каждый, кроме автора инициативы, понимает, что сломать нынешнюю систему кинопроката, даже во имя достойного ответа на санкции, мало. Нужно сначала построить работающую систему производства фильмов, причем не абы каких, а именно хороших, способных привлечь публику без патриотических понуканий, а просто качеством. Таким, каким у нас обладали картины Чухрая, или Калатозова, или Рязанова, или Гайдая. На них и без запретов хорошо ходили.

    Этой системы у нас, увы, уже нет. Она как распалась в начале 90-х, так и не собралась обратно. Отдельные фильмы есть - а кинематография как явление общественной жизни исчезла. И ее не восстановишь запретами на американское, английское и всякое другое иностранное кино - а только созданием благоприятных условий для творчества. Запреты не обрушат Голливуд, как бы ни был для него важен богатый российский рынок. Зато окончательно обрушат наше кино, которое и так перебивается с хлеба на воду. Уже не говоря о голодном пайке для зрителей. Даже если все кинотеатры страны станут месяцами крутить "Мастера и Маргариту" в варианте Юрия Кары, то все равно придут очень немногие зрители - да и те придут послушать в основном музыку Шнитке. А крутить кино перед пустыми креслами экономически глупо. Уж лучше перепрофилировать кинотеатры обратно в мебельные салоны.

    Правда, тогда во весь рост встанет вопрос о проблемах с итальянской мебелью - кто-нибудь обязательно выступит с инициативой ее запретить. И это как карточный домик - стоит только начать, а остальное обрушится само.

    Министерство культуры вовремя увидело эти сияющие перспективы, и они ему не понравились. "Министерство культуры считает, что на уровне культуры санкции не работают, поэтому нет смысла что-либо запрещать. Санкции - это вообще пережиток прошлого. Меры по поддержке российского кино, возможно, будут необходимы, но к этому вопросу тоже нужно подходить очень осторожно, учитывая мнения всего киносообщества, экспертов в этой области", - так прокомментировали идею Кары в пресс-службе Минкультуры РФ.

    В спор вступил председатель комитета по культуре и сопредседатель Общероссийского народного фронта режиссер Станислав Говорухин. По его мнению, достаточно ограничить показ американских фильмов в кинотеатрах России, при этом увеличив долю проката кино, снятого в странах с богатой кинематографической культурой - европейского, корейского, японского, турецкого, иранского... Это уже звучит лучше. А в принципе вопрос можно бы ставить еще радикальней: ограничить на экранах число плохих фильмов и увеличить число хороших. Где бы они ни были сняты, хоть на берегах Замбези - были бы хороши. А санкции тут вообще не при чем, и худшее, что можно тут сделать, - отвечать на них по принципу "В огороде бузина, а в Киеве дядька".

    Поделиться