21.09.2014 12:11
    Поделиться

    Посвященную Махатме Ганди оперу поставили в Екатеринбурге

    Появление знаменитой оперы американского композитора-минималиста Филипа Гласса в репертуаре Екатеринбургской оперы, которая еще каких-то 5-6 лет назад была образцом невыразительной оперной благопристойности, сегодня иначе как прорывом в российском масштабе не назовешь.

    Вторая часть оперной трилогии Гласса "Портреты" (в центре двух других - Эйнштейн и фараон Эхнатон) посвящена Махатме Ганди и разработанной им стратегии ненасильственной борьбы ("сатьяграха" в переводе с санскрита - "стремление к истине"). Собственно, вся опера (три акта и три часа музыки) идет на санскрите, но текст с действием практически не связан. Из уст главных героев, а среди них, кроме самого Ганди - его близкие, друзья и сподвижники, звучат философские максимы о поисках смысла жизни, сомнения перед решающим выбором - именно об этом размышляют персонажи Бхагавад-гиты, мифологические Кришна и Арджуна.

    Героями оперы в исполнении хора становятся также жители индийской общины в Южной Африке, а затем американцы в период движения за гражданские права и против расовой дискриминации. В отсутствие сюжета как такового особый смысл приобретают три символические фигуры, которым посвящен каждый из актов: Лев Толстой (предшественник), Рабиндранат Тагор (современник), Мартин Лютер Кинг (последователь) - духовные собратья Ганди. В общем, опера устроена автором замысловато, ее драматургические компоненты нарочито не согласованы. Если добавить ко всему этому музыкальный язык Гласса, ввергающий в медитацию и даже транс, станет ясно, какой сложности и новизны задача стояла перед Екатеринбургской оперой.

    Увлечь коллектив театра идеей воплощения сакральной по духу "Сатьяграхи" удалось инициатору проекта, директору театра Андрею Шишкину, и, конечно, интернациональной команде постановщиков. В очередной раз стало ясно, что энтузиазм неофитов порой дает более впечатляющий результат.

    Исполнители главной роли в разных составах Владимир Чеберяк и Евгений Крюков ради портретного сходства и для нужного самоощущения наголо побрились (немалая жертва для теноров, чей главный удел - роли героев-любовников!).

    Хор и солисты с увлечением штудировали санскрит с профессиональным педагогом.

    Лично знакомый с композитором словацкий дирижер Оливер фон Донаньи задолго до премьеры начал репетиции с оркестром, состоящим только из струнных, деревянных духовых и фирменного глассовского электрооргана. Ему удалось держать в единой ритмической сетке ткань из бесконечно повторяющихся музыкальных структур.

    Из певцов с точки зрения стиля ближе всех к искомому были как раз исполнители титульной партии. Некоторым солистам пока не хватает вокального инструментализма, русская привычка петь широким "вердиевским" звуком дает о себе знать. Впрочем, не форсировать голос в партиях, написанных в адски сложной тесситуре, кажется невозможным.

    Молодой американец Тадеуш Штрасбергер, взявший на себя двойные функции режиссера и сценографа, сумел найти единый и прекрасный визуальный образ спектакля: арочная система порталов, уходящая вглубь сцены, бесконечный горизонт в красках Рериха - это и есть путь, движение в мир правды, добра и справедливости. В его режиссерском решении, фантазийном и масштабном, нашлось место и наивным красочным картинкам с многоруким синим Кришной в духе балетной "Баядерки", и бытовым, с некоторым перебором по части реализма, сценам, связанным с драматическими эпизодами жизни Ганди, и символическим массовыми шествиям по партеру со светящимися лотосами в руках.

    Хор отлично поет и выполняет массу сценических задач (хормейстер Эльвира Гайфуллина).

    Спектакль украсила изысканная световая партитура Евгения Виноградова, а роль компьютерного дизайна видео-художника Ильи Шушарова вообще трудно переоценить.

    Удивительный эффект этого сложносочиненного во всех смыслах музыкального-драматического зрелища состоит в том, что публике совершенно необязательно каждую минуту быть включенным в действие. Нет, скорее следует отдаться неторопливому, словно Ганг, течению спектакля и пережить его эмоционально, во всех нюансах. Те, кому это удалось, получили сильные ощущения.

    Когда в Екатеринбургской академической опере задумали ставить "Сатьяграху" никто и предположить не мог, что на сцене она появится в тот самый момент, когда политическое напряжение в мире достигнет максимума, а, стало быть, пацифистские идеи главного героя оперы Махатмы Ганди о сопротивлении без насилия вновь станут актуальны.

    Поделиться