Новости

24.09.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Из Европы в Азию рукой подать

Северный морской путь - самый короткий и дешевый маршрут между континентами
Интерес к территориям Крайнего Севера небывалый. На XIII инвестиционном форуме в Сочи, едва ли не впервые, развитию дальневосточных территорий был посвящен специальный "круглый стол". По оценкам ученых, в Арктике сосредоточено до четверти от неразведанных мировых запасов нефти и газа.

Причем львиная доля всех ресурсов находится в российской зоне. Правда, чтобы использовать эти природные богатства, необходимо создавать инфраструктуру, пересматривать логистические цепочки. Одним из главных центров по развитию арктических территорий в стране стал Ненецкий автономный округ.

Вложились в разработку

В силу расположения Ненецкого автономного округа регион является настоящими воротами в Арктику. Неудивительно, что каждый год именно здесь проходят межрегиональные встречи по вопросам развития макрорегиона. В августе этого года в Нарьян-Маре собирались представители стран - участниц Арктического совета, сейчас итоги форума обсуждаются правительством России. "Встреча показала близость национальных подходов по вопросам международного арктического сотрудничества в области обеспечения безопасности информационных инфраструктур, устойчивого развития коренных малочисленных народов, а также реализации перспективных научных проектов в освоении и развитии Арктики", - отметил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в благодарственном письме в адрес руководства Ненецкого автономного округа по итогам совещания.

Особое внимание на совещании было уделено возрождению Северного морского пути. Это самый короткий и дешевый маршрут из Европы в Азию. Для сравнения: расстояние от Мурманска до японского порта Иокогамы через моря Северного Ледовитого океана составляет 5770 морских миль. Если танкеры будут следовать через Суэцкий канал, им придется пройти уже 12 800 миль. Однако пока грузооборот через Северный морской путь сравнительно небольшой, в прошлом году он составил 1,5 миллиона тонн продукции. Между тем, по мнению аналитиков, если появится соответствующая инфраструктура, то всего за семь лет количество перевозимых грузов может увеличиться в десять раз, и это только транзит, без учета собственных поставок.

Главное препятствие при прохождении Северного морского пути - это суровые климатические условия региона. Например, восточная часть Баренцева моря практически круглогодично скована льдами, и, чтобы следовать через его акваторию, танкерам требуется сопровождение ледоколов. А это не только экономически невыгодно, но и пока технически невозможно, поскольку танкеры могут беспрепятственно перемещаться только по участкам с большой глубиной. В то же время на территории Ненецкого автономного округа есть бухта Индига. До нее доходит теплое течение Гольфстрим, и поэтому она не замерзает. Еще 150 лет назад после Крымской войны власти Российской империи рассматривали вариант транзита товаров через Индигу и строительство в этом месте порта. Вновь к этому вопросу обращались и в середине ХХ века, однако проект так и не был реализован. Сейчас Индига может стать незаменимым транзитным пунктом на западном участке Северного морского пути.

Строительство порта-хаба позволит развивать добычу природных ресурсов в регионе. Сейчас регион переживает период эволюции больших транспортных проектов. Если раньше основной объем грузов в арктических портах приходился на транзитные перевозки из Западной Сибири и Урала, то сейчас доминирует местное сырье, добываемое на Крайнем Севере.

Неподалеку от Индиги находятся два месторождения - Коровинское и Кумжинское, в недрах которых порядка 160 миллиардов кубометров газа. Освоение этих территорий осуществляется в рамках проекта "Печора СПГ", подразумевающего строительство неподалеку от Индиги на побережье Баренцева моря завода по сжижению природного газа. Общий объем инвестиций оценивается в четыре миллиарда долларов, но уже на первом этапе комплекс позволит добывать четыре миллиарда кубометров газа ежегодно. Проект также подразумевает строительство трубопроводов общей протяженностью 395 километров.

Интерес к строительству порта проявила компания "Роснефть". В мае 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума корпорация подписала с Ненецким автономным округом Соглашение о сотрудничестве. Сколько именно "Роснефть" вложит в строительство, пока решается. Тем более что инвестиционная декларация по строительству объекта на данный момент находится в стадии разработки.

Также компания готова вкладываться в развитие транспортной инфраструктуры округа, участвовать в строительстве завода по производству сжиженного природного газа. Предполагается, что компания окажет финансовую помощь при строительстве в Индиге спасательного центра. После реализации проекта в качестве подрядчика будет привлечен Нарьян-Марский авиаотряд. За счет дополнительных заказов авиаторы смогут приобрести в лизинг новые вертолеты. Таким образом, соглашение между Ненецким АО и "Роснефтью" вывело на новый уровень взаимоотношения региона и недропользователей. Безусловно, нефтегазовые компании и раньше участвовали в региональных проектах, но все вложения были локальными, например, предприятия строили в поселках неподалеку от месторождений детские сады, спортивные комплексы. В случае же с "Роснефтью" речь фактически идет о создании в округе особой экономической зоны.

Готовность инвестора вкладывать значительные средства в развитие региона неудивительна. Руководство Ненецкого автономного округа уверено, что в результате реализации соглашения востребованность газовых месторождений региона повысится, а это выгодно как компании, так и самому субъекту.

Кроме того, возможность транспортировать сжиженный природный газ с Коровинского и Кумжинского месторождений через порт Индига откроет перед страной принципиально новые экспортные возможности.

Только самолетом долетишь

Ненецкий автономный округ динамично развивается и возглавляет рейтинги во многих областях по экономическому уровню развития. Но в регионе слабо развита дорожная сеть. Отсутствие наземного сообщения региона с "большой землей" является одной из главных проблем развития территории. Сегодня главным транспортом в субъекте являются авиация и флот.

А потому при обсуждении проекта строительства порта в Индиге параллельно рассматривается вопрос о железнодорожном сообщении региона. В числе самых перспективных проектов - прокладка путей на участке от Амдермы до Воркуты через Усть-Кару, а также от Сосногорска до Индиги. Появление этих веток фактически соединит Ненецкий АО с Транссибом, который сейчас переживает второе рождение. Реализация проекта позволит пересмотреть всю логистическую цепочку внутри страны, северные территории больше не будут находиться в изоляции. В свою очередь, регионы Урала получат доступ к богатейшим ресурсам Заполярья.

Перемены ждут и морской порт Нарьян-Мар. Власти округа обратились в Росимущество и Росморречфлот с просьбой передать объект в региональную собственность. Сейчас это единственный зарегистрированный перегрузочный порт в субъекте. Однако из-за многомиллионных долгов его собираются выставить на продажу. Цена вопроса - 40 миллионов рублей, в то же время, по оценкам экономистов, рыночная стоимость объекта не меньше 320 миллионов. В НАО готовы вести модернизацию порта своими силами и привлекать инвесторов. В том, что они найдутся, в округе не сомневаются: порт Нарьян-Мар находится в устье Печоры и сейчас играет ключевую роль в пассажирских перевозках и северном завозе, а также в доставке генеральных грузов.

Для полноценного включения региона в логистическую инфраструктуру страны требуется достроить автомобильную дорогу Нарьян-Мар - Усинск. Трассу начали прокладывать еще в годы СССР, десять лет назад строительство было заморожено, хотя на сегодняшний день сдано 250 километров и остался участок в 83 километра.

В то же время дорога до Усинска для региона очень важна как с экономической, так и с социальной точки зрения. После обращения к руководству страны в ситуацию вмешались федеральные власти. Сейчас правительство прорабатывает вопросы финансирования и утверждает сроки для проведения работ.

По предварительным данным, средства на строительство трассы будут выделены из федерального бюджета. Согласно проекту министерства транспорта, на следующий год на эти цели регион получит 1 миллиард рублей, в 2016 году сумма составит 2 миллиарда, в 2017-м - 2,7.

"Окончательное решение по вопросу предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Ненецкого автономного округа на софинансирование строительства автомобильной дороги будет принято Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период. Будем ждать положительного решения", - отметил в своем аккаунте в социальной сети глава региона Игорь Кошин.

По мнению губернатора, реализация всех инфраструктурных проектов позволит рассматривать субъект не только как сырьевой регион, округ станет важным звеном в транспортно-логистической цепочке России.

Бюджет - в помощь

Значение Ненецкого автономного округа в освоении Арктики сложно переоценить, и внимание к региону приковано во всем мире. Именно здесь ведут добычу крупнейшие корпорации, неподалеку от поселка Амдерма действует уникальный объект - платформа "Приразломная". В то же время регион на правах автономии входит в Архангельскую область. После вступления в силу Конституции 1993 года округа получили самостоятельность, но после реформ 2008-го автономии ее потеряли, и полномочия по осуществлению государственных функций вновь были переданы в головные субъекты.

С тех пор все принципиально важные для региона решения принимались в Архангельской области, туда же поступала значительная часть налогов. Доходило до абсурда: например, жители округа даже охотничьи билеты получали не в местной администрации, а в подразделении охотнадзора по Архангельской области. В результате система государственной власти бюрократизировалась, неудобство испытывали как граждане, так и предприятия и организации. Проект договора о передаче полномочий между регионами обсуждался несколько лет, некоторые его положения поэтапно вводились, и, наконец, летом документ был подписан главой округа Игорем Кошиным и губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

Права на осуществления государственных функций будут подкреплены финансово. С 2015 года в бюджете НАО будет оставаться половина отчислений по НДФЛ, 35 процентов от налога на прибыль организаций, 32 процента от выплат юридических лиц, взимаемых при разделе продукции. Кроме того, в казну субъекта будет поступать половина от остальных федеральных налогов и сборов, взимаемых с местных налогоплательщиков. По расчетам экспертов, в следующем году за счет поступления новых налогов бюджет округа увеличится на 4,8 миллиарда рублей, в 2016-м эта сумма составит не менее 5,1 миллиарда. Для сравнения: в этом году доходная часть бюджета НАО составляет 13,8 миллиарда рублей. Полностью полномочия в округ будут переданы 1 января 2015 года. Работа в новом правовом поле даст возможность НАО самостоятельно решать социальные вопросы, расширять налоговую базу, развивать инфраструктурные проекты.

В Ненецком АО действуют уникальные окружные социальные программы и проекты. Например, в НАО смогли ввести систему дотирования местных производителей молочной продукции. Теперь ненецкое молоко в магазинах продается не дороже 50 рублей, килограмм сливочного масла стоит 400, творога - 110. Это дешевле, чем во многих регионах СЗФО. С исполнением государственных полномочий в стопроцентном объеме регион сможет более качественно и оперативно решать инфраструктурные и социальные задачи.

Молочным животноводством в округе занимается семь сельскохозяйственных предприятий, Нарьян-Мар молоком снабжает Ненецкая агропромышленная группа. Надои с собственного стада составляют 15 килограммов на одну корову в сутки. В ближайшие годы молочная ферма появится в поселке Искателей. В удаленных населенных пунктах работники оленеводческих хозяйств иногда содержат небольшие стада коров. Молоко в основном реализуется внутри сельских поселений. Теперь же при появлении программы субсидирования можно задуматься и о расширении рынка сбыта и об увеличении стада, ведь сейчас производителям компенсируется существенная часть затрат на производство и реализацию, главное, чтобы в магазины они поставляли свою продукцию не дороже установленной цены. Из регионального бюджета на поддержку региональных производителей молочной продукции выделено 128 миллионов рублей. Результаты уже есть. В магазинах спрос на местную молочную продукцию резко увеличился, к вечеру на полках ее уже не найти. Рост оборотов позволяет молокопроизводителям рассматривать варианты расширения производства. В ближайшее время по аналогичному принципу дополнительные субсидии ждут производителей оленины.

Дом для оленевода

Как и в большинстве регионов страны, жилищный вопрос для жителей округа - один из основных. В частности, только на расселение ветхих и аварийных домов из региональной казны до 2017 года будет выделено более 1,2 миллиарда рублей.

Аварийные дома, безусловно, расселялись и раньше, но темпы были слишком медленными. Например, с 2005 по 2012 год удалось снести всего 49 домов. В НАО действует подпрограмма по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Документ предполагает, что до конца следующего года новоселье справят те жители округа, чьи дома были признаны аварийными до начала 2012 года. Уже сейчас очевидно, что программа реализуется с опережением. На момент вступления в силу документа в регионе числилось 17 таких аварийных зданий, уже сейчас снесены 15 домов, в благоустроенные квартиры переселились 313 человек. Жители оставшихся зданий справят новоселье до конца года. Примечательно, что все эти мероприятия округ проводит самостоятельно, без помощи Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Планы Ненецкого АО по решению жилищного вопроса грандиозны. После того как в регионе решится проблема аварийного жилья, власти собираются взяться за ветхие дома. Сейчас таковыми в округе считаются здания, износ которых превышает 65 процентов. В ближайшие годы "ветхий статус" будут получать объекты с износом 50 процентов и более. Жильцов будут ставить в очередь и переселять по мере строительства новых жилых массивов. Сейчас массовое строительство ведется в поселке Авиаторов. По расчетам властей региона, чтобы решить жилищный вопрос, в округе необходимо ежегодно возводить по 70 тысяч квадратных метров жилья.

Помимо расселения граждан из ветхих домов, в НАО реализуются проекты по обеспечению людей квартирами в рамках федеральных и окружных социальных программ. Они работают настолько эффективно, что, к примеру, в крупном поселке Красное большая часть зданий построена с государственным участием. В ноябре здесь для семей оленеводов будет сдано еще 10 домов. Количество комнат и площади разные, ведь коттеджи строятся под конкретные нужды.

В поселках возводится жилье для детей-сирот, работников бюджетной сферы, например учителей, которые, узнав о вакансиях, прибыли с "большой земли". Многие жители НАО когда-то думали, что едут на вахту, а в итоге оставались в регионе насовсем. Такова северная специфика, но в округе переселенцам рады. Население региона всего 43 тысячи человек, и специалистов частенько не хватает.

Бесплатно получают жилье и оленеводы. На стойбищах они проводят от двух недель до двух месяцев, а потом их сменяют другие члены бригады или родственники. В свободное от "оленьей вахты" время люди живут в поселках в частных домах. И хотя оленевод в месяц зарабатывает 25-40 тысяч рублей и получает целый ряд пособий и льгот, решить на эти деньги жилищный вопрос все-таки сложно, а потому сотрудникам оленеводческих хозяйств, проработавшим определенное время в бригадах или семейно-родовых общинах, дома предоставляют по договорам социального найма в рамках окружной программы "Жилище".

Особенности заполярного быта

На "большой земле" Ненецкий автономный округ ассоциируется с бескрайней тундрой и оленями. Сейчас в регионе оленеводством занимаются около тысячи человек. При этом округ является одним из лидеров в стране по поголовью животных. Более того, в рейтинге, составленном Комитетом Госдумы по аграрным вопросам совместно с ВНИИ экономики сельского хозяйства и рядом аграрных ассоциаций, Ненецкий АО оказался одним из лидеров в стране по рентабельности сельского хозяйства. Этот показатель в округе составляет 24 процента, для сравнения, в Краснодарском крае рентабельность зафиксирована на уровне 17,6 процента.

Один из секретов эффективности оленеводства в НАО - научный подход. Фундаментальные исследования в этой области проводились еще в годы СССР, и сейчас при разработке маршрутов кочевий руководители профильных ведомств и оленеводческих хозяйств учитывают геоботанику и оленеемкость пастбищ. Данные показатели принципиальны, поскольку олени круглогодично находятся на выпасе. Строгий учет численности позволяет избежать массового падежа животных и, как следствие, убытков для хозяйств. У каждой бригады и семейно-родовой общины есть определенный маршрут, по которому из года в год проходят стада. Также в каждом хозяйстве должна регулироваться численность животных. Оленеводы находятся со своим стадом в любую погоду. Как и тысячу лет назад, они кочуют вместе с животными и живут в чумах. Но сейчас оленеводы не оторваны от цивилизации. Пастухам и чумработницам платят зарплату, у них есть трудовые книжки, а оленину они сдают на мясокомбинат. В подавляющем большинстве бригад и семейно-родовых общин имеется спутниковая связь. Зачастую стойбища находятся в сотнях километров от населенных пунктов, сотовая связь работает не всегда качественно, а потому все экстренные службы оленеводы вызывают только по спутнику.

Из-за отсутствия дорог кареты "скорой помощи" в округе есть только в Нарьян-Маре и в поселке Искателей. В отдаленных населенных пунктах Заполярного района действуют фельдшерско-акушерские пункты, а экстренную помощь оленеводам на стойбищах оказывает санавиация. На срочные случаи вертолет или самолет прибывает в течение часа.

Структура вызовов значительно отличается от той, что принимает "скорая" на "большой земле". Чаще всего вертолеты вылетают на инфаркты, инсульты и роды. Правда, в последние годы женщины стали вызывать к себе врачей за несколько дней до предполагаемой даты родов, что позволяет существенно повысить качество оказания медицинской помощи. С сердечниками сложнее. Счет здесь идет на минуты, и полчаса до прибытия бригады врачей пациент ждать не может. Поэтому все чаще чумработницы проходят дополнительное обучение по оказанию первой помощи.

Диспансеризация и обследование хронических больных производится как в поселковых фельдшерских акушерских пунктах, так и в "красных чумах". Так называют медицинские палатки, с которыми врачи перемещаются от стойбища к стойбищу. В состав отрядов входят неврологи, эндокринологи, отоларингологи, дерматологи, офтальмологи, хирурги, кардиологи, педиатры. Оборудование "красных чумов" позволяет оказывать стоматологическую помощь, делать УЗИ, флюорографию. По итогам медосмотров люди получают лечение, рекомендации, в некоторых случаях врачи дают направление на операцию.

Вместе с родителями за оленьими стадами кочуют и дети. Правда, только во время каникул. В остальное время ребята учатся в школах-интернатах. До перестройки всех детей отправляли учиться в Нарьян-Мар. От поселка Амдерма это два с половиной часа на вертолете или несколько дней на оленьих упряжках по бездорожью. В конце августа педагоги собирали детей со стойбищ, и в следующий раз увидеть родителей они могли лишь в январе на каникулах. Отрыв от семьи и пережитый стресс плохо влияли на адаптацию и успеваемость школьников. Да и сами родители часто противодействовали образованию своих детей. Сейчас в крупных поселках округа построены собственные интернаты, что позволяет школьникам обучаться максимально близко к дому. Сам же Нарьян-Марский интернат работает и как учебно-методический центр, и как гимназия. Сюда по-прежнему приезжают ребята из отдаленных поселков, но исключительно по желанию.

Сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера невозможно без сохранения языка. В НАО людей, которые постоянно используют ненецкий язык, не больше тысячи человек. И эта ситуация вызывает большую озабоченность в регионе. В ненецком языке существуют свои особенности. Здесь нет слов для определения гаджетов и прочих плодов цивилизации, зато есть многочисленные и непереводимые на русский термины для обозначения оленей, чумов, климатических явлений. Носители ненецкого утверждают, что это очень романтичный язык, и книги, которые на нем выпускаются, это подтверждают, в них всегда есть место любви, доброте, познанию мира и восхищению природой.

Удивительно, но, несмотря на появление в регионе крупных корпораций и осуществление исторически значимых инфраструктурных проектов, многие люди в Ненецком АО сохраняют традиционный жизненный уклад. Оленеводы и нефтегазовые компании как будто существуют в параллельных вселенных, не пересекаясь и не мешая друг другу. И это тоже один из курсов региональной политики. Независимо от национальности, рода занятий и места рождения, для каждого жителя НАО сердцем региона остается бескрайняя тундра с оленями и ярким белым снегом.

Последние новости