Никакой серьезной правки в законопроект, стремительно прошедший все думские процедуры в течение одной недели, к окончательному голосованию не претерпел. Хотя получил совсем не однозначные оценки и у читателей, и в профессиональном сообществе.
Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал палате принять лишь одну содержательную поправку в текст законопроекта, предложив сделать исключение из нового правила по доле иностранного капитала в российских средствах массовой информации только для СМИ, созданных в соответствии с международными соглашениями. Как-то вдруг депутаты вспомнили, что Белоруссия - это тоже иностранное государство. И вводимые ограничения могут сказаться на деятельности межгосударственной телерадиокомпании "Мир", а также других совместных проектах по СМИ в рамках Союзного государства России и Белоруссии, уже реализуемых или будущих.
Никаких других исключений - ни для аполитичных глянцевых журналов, ни для культурно-развлекательных и детских познавательных телепрограмм, - народные избранники делать не стали, решив, что принимаемые ими ограничения не нанесут большой вред российскому информационному пространству. А для безопасности страны от этой инициативы будет только польза.
Депутат КПРФ Олег Смолин, правда, попытался при обсуждении отклоненных комитетом поправок убедить коллег "сохранить прежний порядок для тех телевизионных каналов, которые не имеют политической направленности", а только культурно-просветительскую, музыкальную, детскую, спортивную - "в соответствии с лицензией". "Закон явно направлен на обеспечение национальной безопасности, а детское и тому подобное вещание к этой теме отношения не имеет", - защищал Смолин популярные программы, в которых иностранное участие зашкаливает за назначенные ориентиры. Однако большинство его не поддержало. Но первый зампред информационного комитета и один из авторов "нашумевшего законопроекта" Вадим Деньгин пообещал, что комитет не снимает вопрос со своего контроля. Возможно, потом и будут сделаны какие-то уступки, допустил Деньгин. Но прежде, по его словам, надо уточнить такие размытые понятия, которые есть в поправках Смолина, как "развлекательное" или "просветительское".
Законопроект в третьем чтении поддержали 430 депутатов. Против были двое.
Между тем
Первый заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов заявил, что подобные ограничения - это мировая практика: "В законодательстве многих стран мира действуют точно такие же ограничения. В разных странах установлены различные доли владения средствами массовой информации иностранными компаниями или представителя иностранных инвесторов: в Австралии эта цифра составляет 30%, в Канаде - 46%, в США - 25%".
Маркелов отметил, что отдельные политические оппоненты, критикуя данный законопроект, нередко указывают на якобы вмешательство в редакционную политику СМИ. "Это не так. Предлагаемый нами законопроект ни в коей мере не влияет на творческую работу журналистов, ни в коей мере не оказывает давления на свободу слова, которая гарантирована Конституцией. Законопроект призван, прежде всего, защищать наши национальные интересы в сфере средств массовой информации, и, конечно же, этот законопроект во многом защищает суверенитет СМИ, суверенитет нашей страны", - заявил парламентарий.