26.09.2014 11:40
    Поделиться

    Евгений Шестаков: "Право вето" в ООН отменять не планируют

    Выступление президента Польши Бронислава Коморовского с трибуны Генассамблеи ООН при традиционно полупустом зале было по местным меркам настолько незначительным событием, что на него мало кто обратил внимание.

    В течение всей политической дискуссии на Генассамблее с трибуны ООН ежедневно выступают несколько десятков президентов и глав правительств второстепенных государств ровно потому, что это необходимо для национального престижа. Поскольку все, о чем хотел рассказать г-н Коморовский, он растиражировал раньше в многочисленных интервью, то его речь оказалась мало кому интересной. Ведь, по сути, польский лидер поднял обсуждаемый с 2007 года вопрос о реформировании Организации Объединенных наций. В то время, как украинский кризис и критика действий России в данном случае стали не более чем "лыком в строку".

    Все, чего, на самом деле, хочет Варшава, заявляя о малоэффективности Совета безопасности, это стать самой непостоянным членом этой структуры в 2017-2018 годах. А поскольку Польша может в этом вопросе рассчитывать только на помощь Вашингтона, Коморовский решил, что в Белом доме отнесутся к его стране благосклоннее, если он посвятит свою речь нападкам на политику Москвы. Хотя для всех очевидно, что популистские заявления о необходимости лишения России "права вето" не более, чем долгоиграющая зависть второстепенной в мировых делах Польши, к тем, кто действительно влияет на международную политику.

    Впрочем, и сам Коморовский в своем выступлении проявил трезвомыслие, заявив, что в вопросах реформирования "следует соблюдать большую осторожность и учитывать борьбу интересов больших держав". Так для проведения реформы Совета безопасности ООН ее должны поддержать на Генассамблее свыше 100 государств, многие из которых лелеют надежду стать постоянными или не постоянными членами Совбеза. В итоге, несмотря на многочисленные обсуждения, никто не решается вынести этот вопрос на голосование - ведь в случае провала, реформа будет отложена на десятилетия.

    Что касается лишения кого бы то ни было из пятерки постоянных членов Совбеза "права вето", это не более, чем популистские заявления г-на Коморовского, видимо, необходимые Варшаве для самоутверждения на мировой сцене и привлечения внимания к своей стране. В реальности "право вето", которым, кстати, достаточно часто пользуются Соединенные штаты даже в ходе реформирования Совбеза ООН никто отменять не планировал. Как заявил в этой связи постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, "Переговоры о реформе Совета Безопасности надо продолжать. Но мы против каких-либо изменений в отношении права вето", - сказал постпред РФ.

    На состоявшейся "на полях" Генеральной Ассамблеи ООН встрече высокого уровня, которая была созвана по инициативе Франции, обсуждался вопрос об использовании права вето в ситуациях, когда требуется принятие срочных мер для предотвращения или пресечения массовых и серьезных преступлений против человечности.

    Но дальше взаимных упреков в нецелесообразности применения "право вето" при обсуждении различных резолюций дискуссия не продвинулась. Как напомнил участникам встречи заместитель постпреда РФ при ООН Александр Панкин "использование вето или угроза его применения не раз ограждали ООН от принятия сомнительных решений". По его словам, благодаря этому всемирная организация не участвовала в агрессии против Югославии, во вторжении в Ирак, а также не позволила "подтолкнуть Сирию к пропасти".

    Добавлю, что в то время, когда в ООН выступал пан Коморовский и обсуждалась тема вето, министр иностранных дел России принимал в стенах российского постпредства министров иностранных дел стран БРИКС. "Здравствуй сестра", - радушно приветствовал он свою южно-африканскую коллегу после чего вместе с главой китайского внешнеполитического ведомства три министра добродушно смеялись, рассматривая что-то в мобильном телефоне Лаврова.

    В целом атмосфера министерской встречи БРИКС поразила своей открытостью и доброжелательностью. За переговорным столом встретились единомышленники, заинтересованные в том, чтобы "сверить часы" по международной проблематике.
    Так что с какими бы абсурдными предложениями не выступал с трибуны Генассамблеи г-н Коморовский, он для мирового сообщества так и останется главой государства "подпевающего" Соединенным Штатам в Восточной Европе. С весьма сомнительными шансами войти в число не только постоянных - об этом Варшава даже не мечтает, но даже не постоянных членов Совета безопасности.

    Поделиться