30.09.2014 23:30
    Поделиться

    Крымский бюджет-2015 на три четверти составят трансферты РФ

    Крымский бюджет-2015 на три четверти составят федеральные трансферты
    Разработка бюджета Республики Крым на 2015 год, впервые сверстанного по российским стандартам, подходит к завершению. Через две недели основной финансовый документ республики будет передан на утверждение в министерство финансов РФ, а спустя полтора месяца - принят на сессии Госсовета РК. При этом расходы Крыма в 2015 году существенно превысят доходы.

    Недостающие финансы республика рассчитывает получить из центра, где с пониманием относятся к трудностям переходного периода. О том, чего ожидать крымчанам в следующем бюджетном году, "РГ" рассказал председатель комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Госсовета РК Виталий Нахлупин.

    Минус 56

    Виталий Германович, каковы основные параметры крымского бюджета-2015?

    Виталий Нахлупин: Мы планируем, что доходы составят почти 18,5 миллиарда рублей, а расходы - 75,35 миллиарда. В основном бюджет будет пополняться за счет налога на доходы физических лиц - 10,42 миллиарда, что на 28 процентов выше показателей этого года. От налога на прибыль предприятий мы рассчитываем получить 1,4 миллиарда - это в два раза больше, чем сейчас. Помимо того, половина собираемого в Крыму акциза не уйдет в федеральный бюджет, а останется в республиканском. Таким образом, мы заработаем еще 2,36 миллиарда, что превышает нынешние показатели на 56 процентов. Около миллиарда рублей должен принести новый для Крыма налог на имущество организаций, который мы собираемся принять на ближайшей сессии. Предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, перечислят приблизительно 1,9 миллиарда. Неналоговые поступления составят почти 1,16 миллиарда. Это основные статьи, по которым будет формироваться доходная часть бюджета РК в 2015 году.

    При этом дефицит составит более 56 миллиардов и будет полностью покрываться за счет субвенции из федерального бюджета.

    Наши потребности в четыре раза превышают наши возможности. На какие нужды будут расходоваться миллиардные трансферты?

    Виталий Нахлупин: Все социально значимые статьи, в том числе и зарплата бюджетников, должны быть профинансированы на уровне второй половины нынешнего года. На сферу образования мы планируем потратить 26,6 миллиарда рублей, социальную защиту - более 12 миллиардов, здравоохранение - почти 7,2 миллиарда, региональную экономику - 8,21 миллиарда, социальные выплаты населению - около 9,6 миллиарда. Всего на оплату труда бюджетникам предусмотрено 38,5 миллиарда рублей. Мы постарались включить в этот бюджет средства на покрытие всех текущих потребностей крымчан. Планируя расходы, специалисты предусматривали, что цены на энергоносители (теплоснабжение, электроэнергию и газ) вырастут не более чем на семь процентов.

    Кроме того, мы, к примеру, просим минфин увеличить финансирование на социально-экономическое развитие Крыма с выделенных в этом году 1,8 до 3,15 миллиарда рублей. Отмечу, что треть суммы в нынешнем году пошла на обустройство репатриантов. Вокруг этой статьи расходов развернулись серьезные баталии: минфин готов профинансировать 800 миллионов, а мы доказываем, что динамика следующего года не может быть хуже динамики нынешнего.

    Помимо этого, планируем продолжать улучшать инфраструктуры полуострова. Сейчас на содержание дорог нам выделили почти 3,2 миллиарда рублей, в следующий бюджет заложено в два раза больше - 7,5 миллиарда. Мотивируя этот запрос, мы ориентировались на номенклатурные требования к ремонту и содержанию дорог в Краснодарском крае. Поэтому цифра обоснована, и центр ее предварительно одобрил.

    Какие значимые проекты будут финансироваться из крымского бюджета?

    Виталий Нахлупин: Все крупные проекты мы постарались включить в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие РК и Севастополя до 2020 года". Так что на их реализацию поступят деньги из центра. Мы же планируем финансировать социально-экономические мероприятия, основанные на "Народной программе", которая сформирована Советом министров и Госсоветом РК по просьбам и обращениям жителей полуострова.

    По всем ли направлениям увеличено финансирование?

    Виталий Нахлупин: Абсолютно по всем. Темпы роста заработной платы превышают динамику цен. Уже в этом году уровень жизни населения повысился на 50-60 процентов.

    Постатейная защита

    Как российский минфин относится к довольно высоким запросам Крыма?

    Виталий Нахлупин: С пониманием. Я считаю, что у Крыма не возникнет никаких проблем с защитой бюджета в минфине РФ: каждая наша цифра подтверждена экономическими расчетами. Такого бюджетного процесса в республике не было еще ни разу.

    Прежде, чем мы подготовили сводный бюджет, все наши министерства и комитеты защищали в крымском минфине отраслевые бюджеты. 20 процентов ведомств не отстояли свои бюджеты с первого раза. Руководителям пришлось глубже вникнуть в дела подотчетных предприятий, провести их финансовый аудит и сократить запросы. Но это не было таким формальным процессом, как в предыдущие годы в составе Украины. Тогда из центра спускалась цифра, под которую мы подгоняли свои потребности. Теперь ситуация выглядела иначе: главное было обосновать необходимость финансирования той или иной статьи.

    Почему Крым нуждается в больших дотациях и субвенциях, чем соседние регионы?

    Виталий Нахлупин: У нас не отличаются запросы на такие статьи, как заработная плата, материально-технические потребности госструктур, но нам нужны значительные средства на инфраструктуру и развитие. При этом бюджет прописан с учетом федеральной целевой программы, и мероприятия в нашем документе не дублируются, а дополняются.

    А Крым заложил в документ санкционные риски и возможные проблемы бюджетообразующих предприятий, которым из-за ограничения поставок электроэнергии и воды с Украины может не хватить ресурсов?

    Виталий Нахлупин: Конечно, мы это учитывали. Впрочем, любые сложности способствуют модернизации производств. Как говорил британский премьер-министр Уинстон Черчилль, пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист видит возможности в каждой трудности. Например, Крымский содовый завод для решения проблем с водоснабжением сейчас работает над проектированием установок, способных опреснять морскую воду до того качества, которого достаточно для ее использования в производстве.

    То есть те риски, которые мы можем сегодня спрогнозировать, безусловно, учтены в бюджете, но существуют форс-мажорные обстоятельства, а их предусмотреть сложно. Например, расширение или ужесточение санкций. Крымское правительство способно достаточно оперативно реагировать на изменившиеся обстоятельства, да и на поддержку федеральных властей, думаю, мы всегда можем рассчитывать.

    Бюджет без опоздания

    Республика строит финансовые планы на один год, а другие регионы создают трехгодичные бюджеты. Когда мы последуем их примеру?

    Виталий Нахлупин: В тех обстоятельствах, в которых находится Крым, достаточно точно спрогнозировать бюджеты трех последующих лет невозможно. Мы рассматриваем для себя лишь некоторые прогнозные цифры, модели развития на 2016 и 2017 годы. Минфин РФ такую ситуацию полностью понимает и нас поддерживает.

    Раньше у нас бывало, что бюджет Крыма принимался за несколько дней до Нового года. Какие перспективы на этот раз?

    Виталий Нахлупин: Действительно, нередко основной финансовый документ утверждали в последних числах декабря, что негативно сказывалось на жизнедеятельности республики. Но это еще не самое страшное. К примеру, бюджет на 2014 год был принят только 22 января, а за несколько лет до этого - вообще в феврале. Госструктуры и различные учреждения были вынуждены жить по бюджетной росписи, когда финансировались только защищенные статьи. То есть люди не получали премии, ведомства не могли ни тендер провести, ни необходимые услуги оплатить. Поэтому для нас очень важно то, что бюджетный процесс идет четко, все процедуры проводятся в установленные сроки и Крым может полностью планировать свою жизнь с 1 января 2015 года.

    Поделиться