Соответствующее постановление, распределяющее средства госказны в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", опубликовано 1 октября на сайте правительства РФ.
Согласно документу, принятому 27 сентября 2014 года и разработанному Минтрансом, речь теперь идет о строительстве двух портов в регионе. В подпрограмме "Морской транспорт" проект "Строительство глубоководного порта в городе Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область" переименован в "Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград" и выделены два этапа его реализации.
Первый этап стоимостью 8,5 миллиарда рублей предполагает строительство международного морского пассажирского терминала с яхтенной мариной в городе Пионерском, говорится в постановлении. Второй этап стоимостью 400 миллионов рублей предполагает строительство глубоководного порта в районе поселка Янтарный.
Что касается терминала для круизных судов в курортном Пионерском, где давно ветшает старый рыболовецкий порт, то соглашение о намерениях по его строительству было подписано на недавнем инвестиционном форуме в Сочи с руководством ФГУП "Росморпорт" и международной круизной компании MSC Cruises, которая входит в итальянский холдинг Mediterranean Shipping Company, один из крупнейших в мире по объему морских грузоперевозок.
Новый порт общей пропускной способностью до миллиона человек в год будет включать в себя четыре причала для приема паромов и круизных лайнеров: два - длиной по 300 метров и два - по 170, а также яхтенную марину на 300 якорных мест.
- Эта тема обсуждалась в регионе лет 15, и вот наконец при содействии Минтранса нам удалось ее перевести в практическую плоскость, - прокомментировал новость корреспонденту "РГ" губернатор Николай Цуканов.- Идет проектирование, в следующем году, надеюсь, начнется строительство. Этот проект - еще один шаг на пути к развитию туристической инфраструктуры нашего региона, ведь сейчас в Калининградской области невозможно принимать круизные лайнеры, которые ходят по Балтике, и они мимо нас уходят в порты соседних стран - польскую Гдыню и литовскую Клайпеду.
Власти региона рассчитывают, что в 2015 году можно будет приступить к строительным работам. Часть обязательств, прежде всего, в части строительства инженерных сетей, коммуникаций, дорог и подъездных путей, берет на себя регион. Остальные работы выполняются по линии ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Необходимость еще одного порта - глубоководного - власти региона тоже обосновывали не один год. Резоны логичны: географическое положение западного эксклава, близкого к промышленно развитым странам Европы, мировой рост объемов морских перевозок, для которых требуются суда со все большим водоизмещением, которые не могут зайти в калининградский порт из-за недостаточной глубины морского канала.
Идея, принятая на федеральном уровне в общем, теперь обрела конкретику. Из разных вариантов места размещения будущего порта-хаба региональные власти остановились на западном побережье Балтийского моря южнее поселка Янтарного.
- Это место более удобно по метеорологическим и водным критериям для захода крупнотоннажных судов в порт, - отмечал начальник департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности регионального правительства Владимир Жовтун. - Это позволит обеспечить конкурентоспособность с портами-соседями на побережье Балтийского моря.
В составе глубоководного порта планируются контейнерный и наливной терминалы, а также терминалы накатных и генеральных грузов. Сейчас идет поиск инвестора для этого проекта. Местные власти рассчитывают, что им заинтересуются и калининградские стивидорные компании.