Полет проходил под командованием заслуженного летчика-испытателя РФ Владимира Иринархова. В воздухе машина находилась 4 часа 20 минут, в течение которых, как сообщается, экипаж провел максимум проверок на общее поведение воздушного судна. Были оценены управляемость и устойчивость самолета в воздухе, качество работы двигателей, систем и оборудования. Замечаний у экипажа нет.
Лайнер, построенный на заводе "Авиастар-СП", будет передан "Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу им. Г.М. Бериева". Там на его базе будет создан прототип перспективного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления - А-100. Эти машины нового поколения должны прийти на смену нынешним А-50.
"Сотки", оснащенные мощными радарами кругового обзора и новейшей вычислительной аппаратурой, будут выполнять множество важнейших задач. К примеру, они способны сканировать с большой высоты воздушное пространство на дальности в сотни километров, определять все возможные цели и передавать системам ПВО и ПРО уже готовые данные на открытие стрельбы.
Также А-100 могут использоваться как воздушные командные пункты, при помощи которых можно управлять воздушными, наземными и морскими группировками войск.
Главная новинка нового самолета дальней радиолокационной разведки имеет символичное имя "Премьер". Это новейшая РЛС кругового обзора, разработанная концерном "Вега". Она включает вращающуюся антенну с активным электронным сканированием по вертикали и механическим сканированием по азимуту. Антенна РЛС "Премьер" делает один оборот за 5 секунд. Ранее военно-транспортные Ил-76 собирались только в Узбекистане.
Но с развалом Союза возникли серьезные проблемы по ритмичной и качественной сборке сложных машин на Ташкентском производственном объединении им. Чкалова. Однако сразу перенести производство на территорию России оказалось непросто. Удалось это сделать совсем недавно. Сейчас выпуск новой версии Ил-76 различных модификаций налажен в Ульяновске. Как сообщил генеральный директор предприятия-разработчика ОАО "Ильюшин" Сергей Сергеев, Ил-76 востребованы как никогда. С министерством обороны подписан контракт на поставку 39 бортов - крупнейший в истории отечественного авиапрома. Интерес к самолету проявляют и другие ведомства, например с МЧС заключено соглашение о намерениях, которое предусматривает поставку 6 самолетов. Свою заинтересованность подтверждают ФСБ и МВД. Сегодня в цехах ульяновского завода в разной степени готовности находится более 10 самолетов, строящихся под различные задачи.
Второй полет первого серийного самолета Ил-76МД-90А проведет совместный экипаж объединения "Ильюшин" и предприятия "Авиастар-СП". Ильюшинцы обучат коллег, дадут им допуск к самостоятельным полетам. Всего планируется пять полетов и один совместный полет с ГЛИЦ МО РФ. После этого самолет будет передан заказчику.
Работы по проектированию тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и организации его серийного производства в России начались в 2007 году.
Самолет создавался в соответствии с требованиями Минпромторга России и основного заказчика - Министерства обороны РФ. Конструкторская документация создавалась по новой цифровой технологии проектирования в виде трехмерных цифровых моделей.
Заместитель Генерального директора по управлению программами ОАО "Ил" Сергей Артюхов отметил, что подъем нового самолета Ил-76МД-90А - это один из намеченных этапов в биографии предприятия. Сегодня в цехах завода в разной степени готовности находится более 10 самолетов, строящихся под различные задачи.
Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. Он сохранил все преимущества Ил-76МД. Существенно, что его грузоподъемность увеличена до 60 тонн, а расход топлива уменьшился.
Расширенные транспортные возможности были достигнуты за счет модернизации крыла, бортового радиоэлектронного оборудования, шасси и других самолетных систем, а также установки более экономичных и малошумных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 взамен двигателей Д-30КП-2.
Эти двигатели отвечают всем жестким требованиям ИКАО. Поэтому российский военно-транспортный самолет может летать над всеми странами Европы.
Самолет оснащен новым пилотажно-навигационным комплексом, бортовым радиоэлектронным оборудованием, системой автоматического управления, комплексом связи и "стеклянной" кабиной, отвечающей всем современным и перспективным международным требованиям к авионике воздушных судов. Применение нового оборудования значительно увеличивает безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования, позволяет снизить нагрузку на экипаж во время полетов.
Ил-76МД-90А предназначен для перевозки и десантирования парашютным и посадочным способом тяжелой крупногабаритной техники и грузов, личного состава. А также использования в качестве летающих командных пунктов, самолетов дальней радиолокации, летающих госпиталей.
Это поистине универсальная машина, равных которой по возможностям в мире нет. Неслучайно к сегодняшнему дню различных модификаций Ил-76 выпущено более 1000. Это самый массовый военно-транспортный самолет в мире.
Самолеты военно-транспортной авиации давно используются не только в военных целях. Они незаменимы там, где случаются природные или техногенные катастрофы.
Машины типа Ил-76 доказали свою эффективность еще со времен афганской войны. В совершенно экстремальных условиях они совершали и перелеты, и взлеты-посадки, даже под обстрелом зенитных систем врага.
На Западе сейчас пытаются создать аналог нашего самолета - А-400. Получается очень дорогая и не совсем надежная машина. Так что замена нашему "Илу" скоро не появится.