08.10.2014 19:33
    Поделиться

    Уральские заводы поставят патенты на баланс

    Уральская промышленность недооценивает свой интеллектуальный капитал. Хотя, проведя аудит нематериальной собственности, могла бы не только увеличить активы, но и получать дополнительный доход.

    Непродажные патенты

    За последние двадцать лет в мире резко увеличилась доля продаж интеллектуальной собственности (ИС), - отмечает директор Республиканского НИИ ИС Владимир Лопатин. - Если в 1990-х она составляла всего четыре процента, то сегодня порядка 15. Технологии бурно развиваются. Инновации становятся очень ценным товаром. Доля данного сектора будет в перспективе только возрастать. Например, Финляндия уже получает каждый пятый евро от реализации нематериальной продукции. В России рынок ИС пока развит слабо, хотя научный потенциал у нас огромный.

    Эксперт приводит данные: из 270 тысяч действующих патентов в России продается менее двух процентов. Одна из основных причин - неэффективная инновационная политика. Государство вкладывает в создание ноу-хау огромные деньги. Но при этом госконтракты закрывают по таким показателям, как количество патентов, патентных заявок, опубликованных статей и участия в конференциях, а реальная экономическая эффективность изобретения не учитывается. В результате изобретений много, в том числе и защищенных патентами. Но лишь единицы находят практическое применение.

    Изобретения поставили на баланс

    В то же время промышленность, которая производит как раз прикладные инновации, редко патентует и продает свои разработки. Отчасти по причине недостаточной осведомленности.

    - Зарубежные производители активно патентуют технологии, формируют патентные портфели. Российский же бизнес не всегда понимает, зачем это нужно. А нужно, прежде всего, чтобы защитить свою продукцию. Нельзя забывать, что ИС - это товар, - отмечает директор Центра интеллектуальной собственности УрФУ Дмитрий Шульгин.

    - Российские предприятия подчас даже не подозревают о размерах своего интеллектуального капитала, - добавляет Владимир Лопатин. - Ведь даже изготовление подшипника - это целых 14 технологий! Заводам нужно проводить аудит ИС: выявлять ее, ставить на баланс, "упаковывать" и продавать. Это позволит не только увеличить активы, но и получать дополнительный доход от продажи разработок.

    Кстати, Уральский федеральный университет систематически занимается просвещением бизнеса в этой области. Так, недавно промышленников пригласили на международный семинар, посвященный глобальному рынку интеллектуальной собственности. Особенно актуальна тема для предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, в том числе на экспорт.

    На Урале есть компании, где интеллектуальный капитал уже оценили и разработали программы его дальнейшего развития. Так, Уралвагонзавод в 2008-2009 годах провел аудит интеллектуальной собственности. По словам гендиректора КБ вагоностроения Александра Левина, в результате этой работы на баланс поставлены нематериальные активы на общую сумму 5,7 миллиарда рублей, что составило почти треть всего капитала. А последующее заключение лицензионных договоров на использование технологий позволило получать дополнительный доход. Только в области вагоностроения лицензионные платежи сегодня достигают 300 миллионов рублей в год.

    Подобной работой занялся и Уральский оптико-механический завод. Как рассказала начальник патентного бюро предприятия Нина Дедкова, сегодня на балансе порядка четырех миллиардов рублей нематериальных активов. Ежегодно на учет ставится около 200 объектов ИС.

    Затраты оправданны

    Защита своих ноу-хау - насущная необходимость. Например, УВЗ в период кризиса продал компании из КНР лицензию на производство вагонных тележек сроком на год. Однако по окончании оговоренного периода китайцы продолжили выпускать продукцию, причем более низкого качества. А так как она производилась под маркой УВЗ, это могло ощутимо ударить по репутации предприятия.

    Такого рода риски заставляют предприятия уделять повышенное внимание защите технологий не только на российском, но и на и зарубежном рынке. Это затратно, однако, по словам представителей УВЗ, плюсов от реализации инноваций все же больше. Главный из них - возможность вкладывать полученный доход в создание новых разработок и, как следствие, постоянно обновлять производство. К слову, на это же направлена внутренняя политика компании: авторам выплачивается вознаграждение не за разработку, а за использование интеллектуального продукта, что стимулирует их к созданию инноваций, имеющих практическое применение.

    К слову, эксперты советуют бизнесу обратить внимание и на альтернативные способы реализации интеллектуальной собственности, в частности беспатентные лицензионные продажи, которые сегодня занимают 80 процентов мирового рынка ИС.

    Использовать ее можно и для получения кредитов. Например, тот же УВЗ взял трехмиллиардный заем под залог нематериальных активов. По словам ученого секретаря Российского НИИ интеллектуальной собственности Эльвиры Валетдиновой, в Европе банки давно принимают такое залоговое обеспечение, а вот в России пока не торопятся. Прежде всего потому, что не прописаны четкие правила взаимоотношений и ответственность сторон. Тем не менее ситуация будет постепенно меняться: с 1 октября в России вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, регламентирующие использование ИС в качестве залога.

    Кроме того, в российской практике уже есть случаи, когда предприятия при создании совместных производств вносили интеллектуальные активы в уставный капитал.

    Цена компетенций

    Эксперты подчеркивают: чтобы рынок интеллектуальной собственности в России по-настоящему заработал, необходимо отлаживать систему ее оценки, правовой защиты и коммерциализации. Пока правовая практика в стадии становления, да и судьи часто не обладают необходимыми компетенциями. Патентообладателям очень трудно доказать ущерб от неправомерного использования разработок и получить адекватную компенсацию.

    Не хватает не только квалифицированных правоведов, но и экономистов, аудиторов, менеджеров, обладающих знаниями в области ИС. Отдельные уральские вузы готовят таких специалистов. Например, есть соответствующая кафедра в УрФУ, но она выпускает всего 15 человек в год. В магистратуре юракадемии читается курс "Правовое регулирование инновационной деятельности". О том, насколько востребованы такого рода компетенции, говорит тот факт, что зарплата выпускников в первый же год работы составляет 35-40 тысяч рублей.

    комментарий

    Дмитрий Грибанов, директор института прокуратуры Уральской государственной юридической академии:

    - Если вопросы правоотношений в сфере ИС находятся в ведении федеральной власти, то инновационная деятельность относится также и к компетенции субъектов РФ. Они могут самостоятельно разрабатывать программы развития инновационной деятельности и тем самым способствовать формированию регионального рынка интеллектуальной собственности.

    Поделиться