09.10.2014 23:05
    Поделиться

    Виртуальный музей представит картины в разрешении 100 мегапикселей

    Каким будет виртуальный Музей нового западного искусства?
    Когда год назад в прессе появились сообщение, что министерство культуры готово потратить 42,2 млн рублей на создание виртуального Государственного музея нового западного искусства, некоторые скептики считали, что это дороговатая плата за мирное решение спора между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем о коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова. Бурные дебаты о возможности воссоздания Музея нового западного искусства, который просуществовал с 1918 (если вести отсчет от национализации собраний двух знаменитых русских коллекционеров Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова) по 1948, начались с выступления Ирины Александровны Антоновой, тогдашнего директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, на "прямой линии" с президентом России в апреле 2013.

    Насколько известно "РГ", конкурс на 42 млн был отменен, но проект продолжал жить, и полгода спустя после значительной переработки задания в сторону сокращения объемов работ РОСИЗО по заданию минкультуры объявило новый конкурс на значительно меньшую сумму.

    Что происходит год спустя с идеей виртуального Музея нового западного искусства? Об этом согласился рассказать Владимир Викторович Определенов, замдиректора ГМИИ им. А.С. Пушкина по информационным технологиям.

    Музей имени Пушкина отвечает за информационное обеспечение проекта?

    Владимир Определенов: Нет, музей является одним из участников проекта. Оператором проекта назначено РОСИЗО. Оно проводило конкурс, который выиграла одна из компаний, готовая выступить в качестве генподрядчика. Они в свою очередь привлекли к разработке несколько организаций. Так, дизайном сайта и фирменным стилем занимается проектная группа "Мастерская". На субподряде работает также ЗАО "Группа ЭПОС", которая занимается высокоточной оцифровкой произведений. Они будут представлены на сайте в феноменальном для Интернета качестве - до 100 мегапикселей.

    А в арт-проекте Google сколько мегапикселей? Там же можно рассматривать фрагменты картины, даже поверхность ее...

    Владимир Определенов: Да, но так у них снята только одна картина в музее. Остальные цифровые изображения передает музей в том разрешении, в каком он может. Как правило, качество цветопередачи не является приоритетом. В виртуальном ГМНЗИ, надеемся, качество цветопередачи будет очень хорошим. И речь идет не об одной работе, а примерно о 700 оцифрованных картинах, включая шедевры Моне, Сезанна, Гогена, Дега, Ренуара, Ван Гога, Матисса, Пикассо, примерно тысяче графических листов и архивных материалов, 100 скульптурах. Важно, что все результаты проекта не только передаются в министерство культуры, но и остаются в музеях - ГМИИ и Эрмитаже. Иначе говоря, весь наработанный материал будет доступен для дальнейшей работы в музеях.

    Виртуальный музей - звучит, конечно, заманчиво. Но ведь и почти любой музейный сайт можно обозвать виртуальным музеем. Чем этот виртуальный ГМНЗИ будет отличаться от сайтов Музея имени Пушкина и Эрмитажа?

    Владимир Определенов: По сути, мы строим серьезную базу знаний, широкую панораму жизни, начиная с момента, когда русские меценаты и коллекционеры увлеклись современным тогда искусством, начали собирать его, показывать в своих особняках, и до 1948 года - ликвидации ГМНЗИ. Мы делаем "линию времени", представляя историю не только коллекции, но и страны, и художественной жизни. Конечно, будут указатели, персоналии. Планируем включить все доступные архивные материалы, рукописи. Словом, все, что связано с темой Музея нового западного искусства в России.

    Вы выстраиваете виртуальное пространство исчезнувшего музея?

    Владимир Определенов: Не только музея, но и залов особняков Щукина и Морозова, где они показывали свои работы. По сохранившимся фотографиям и по описанию интерьеров мы реконструируем исчезнувшие экспозиции. Всего около 15 залов. Причем один и тот же зал будет показан в развитии: как он менялся, например, через каждые пять лет.

    На самом деле ресурс не будет похож ни на один из стандартных сайтов музеев. Главный принцип - очень высокое качество показа произведения и, конечно, интересное описание ключевых произведений. Обычно на музейных сайтах даются фотографии, подписи, новости, публикации, а здесь задача - осмысление коллекции.

    А кто разрабатывает концепцию этого виртуального музея? Я имею в виду "начинку"...

    Владимир Определенов: В принципе создана большая рабочая группа в министерстве культуры, которую возглавляет Елена Борисовна Миловзорова. В нее входят также Ирина Александровна Антонова и Михаил Борисович Пиотровский. Всего более 15 человек.

    Если говорить о контенте, то с нашей стороны за это отвечает Ирина Александровна Антонова и сотрудники, которые работают с той частью коллекции, которая в 1948 поступила из ГМНЗИ. В Эрмитаже за научный блок виртуального музея отвечает Альберт Григорьевич Костеневич, очень известный исследователь западной живописи XIX - начала XX века.

    Сайт - не объект, а процесс... Существует ли стратегия развития этого виртуального музея?

    Владимир Определенов: Стратегия в целом традиционная для музея - сохранение, изучение, представление коллекции. Когда виртуальный музей будет запущен, то он должен получить оператора, который будет заниматься пополнением цифровых коллекций, расширением информации, связанной с научной работой и, конечно, популяризацией. Насколько я понимаю, министерство планировало проведение и виртуальных, и реальных выставок на основе этого материала.

    Реальные выставки виртуального музея - это любопытно...

    Владимир Определенов: Создание виртуального музея потребовало такого взаимодействия между музеями разных городов, архивами, какого никогда не было в таком масштабе. Это действительно уникальный проект. Причем исследователи рассказывали, что даже на нынешнем этапе работы были очень интересные научные находки, уточнение фактов, которые стали возможны именно при такой совместной работе.

    Наша задача - я сейчас говорю как IT-специалист - обеспечить максимально комфортным и красивым инструментом научных сотрудников. Чтобы они видели, как их информация может быть представлена, - качественно, интересно, так, чтобы она была востребована.

    Дальнейшее движение и развитие может быть связано с публикацией новых статей, архивных материалов, с политикой продвижения и медиакоммуникаций в социальных сетях... Что касается совместных проектов, то об этом рано говорить.

    Но общая стратегия все равно должна быть заложена.

    Владимир Определенов: Общая стратегия - максимальная популяризация, привлечение виртуальных посетителей, которые, надеемся, придут в реальные музеи. На сайте будет четко отмечено, какое произведение где находится сейчас.

    О сроках завершения проекта тоже рано говорить?

    Владимир Определенов: Техническая реализация, по-видимому, будет закончена до конца года. Но вопрос научного контента гораздо более деликатный. Не думаю, что гонка здесь уместна.

    Прямая речь

    Михаил Пиотровский, гендиректор Государственного Эрмитажа:

    - Первый вариант виртуального Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) был показан на фестивале "Интермузей" в Манеже. То, что я видел на "Интермузее", мне понравилось.

    Идея виртуального музея, на мой взгляд, на самом деле очень правильная. Особенно она важна для тех музеев, которых нет. Воссоздать их в "облаках" - это интересно. Речь могла бы идти не только о ГМНЗИ. Был Музей народов СССР, большой этнографический музей, к сожалению, разгромленный. Можно было бы воссоздать в "облаках" экспозиции Эрмитажа до продаж за рубеж его картин в 1930-е.

    Проект очень непростой, и это понятно - он фактически пионерский. С одной стороны, виртуальный ГМНЗИ должен рассказать и показать, как выглядел исчезнувший в 1948 знаменитый музей. Ирина Александровна Антонова предложила сделать документальный фильм о прежнем ГМНЗИ. С другой стороны, вокруг экспонатов музея развиваются разные художественные истории.

    Сейчас идут обсуждения. Проект в работе. Опыт Эрмитажа тоже востребован. Там один из ключевых авторов - Альберт Григорьевич Костеневич, хранитель коллекций французского искусства конца XIX - начала ХX века в Эрмитаже, автор множества книг про французское искусство этого периода. Он как раз много чего придумал интересного для развития виртуального музея.

    Поделиться