Пока, как рассказал начальник управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения департамента наличного денежного обращения Банка России Владимир Демиденко, техническое оснащение некоторых кассовых подразделений кредитных организаций находится не на должном уровне. Это показали, в частности, проверки ЦБ отделений банков в Краснодарском крае. По словам Демиденко, недостаточно приобрести новое оборудование - нужно поддерживать и квалификацию персонала, нанимать сертифицированных специалистов.
Что касается изменений нормативной базы, указание ЦБ РФ N 3210-У от 11.03.14 устанавливает, что юрлицо или индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств, у которых должна быть функция распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот. В этом году ЦБ продолжил внедрять технологии автоматизированного учета операций с банкнотами и монетами с использованием штрихкодовой идентификации. В частности, был опробован обмен электронными описями упаковок банкнот и монет при внутрирегиональных перевозках между территориальными подразделениями регулятора. В следующем году, по словам Демиденко, ЦБ планирует начать пилотный проект по обмену электронными описями с кредитными организациями, и если они пройдут успешно, то этот опыт будет тиражироваться и дальше. Использование штрихкодовой идентификации упаковок позволит сократить время на передачу ценностей.
Меняются и способы упаковки монет и банкнот: в августе ЦБ начал работу с монетным коробом, в который ценности маркируются с использованием штрихкодового идентификатора. Первый опыт работы банков с ним показал сокращение времени на операции по приему и передаче монет.
Новые технологии работы с наличными внедряют и банки. В частности, все большую популярность для оптимизации операционной деятельности и повышения рентабельности банковских отделений набирают электронные кассиры с функцией рециркуляции. Участники рынка уверяют, что такой аппарат позволяет сократить время на обслуживание одного клиента до 15 минут. Тогда как нагрузка на обычные кассы в пиковые периоды составляет до 30 минут на человека. Кроме того, электронный кассир - компактное устройство размером с банкомат, его установка более оптимальна, чем организация дополнительных традиционных касс. Особенно полезным электронный кассир может быть для мини-отделений банков, где, как правило, привычного кассового узла вообще нет и всего четыре сотрудника: два операциониста, консультант-продавец и управляющий. Кассир-робот позволяет такому отделению сократить расходы на хранение наличных на 25%, на инкассацию и транспортировку - на 40%, а кросс-продажи увеличить на 100%, уверяют поставщики оборудования. Кроме того, что электронный кассир помогает сократить издержки и время на одну операцию, он также считается и более безопасным для банка и для клиента.
По словам замдиректора по развитию компании "Гамма-Центр" Алексея Баранова, рынок в целом характеризует укрупнение и консолидация кассовых центров, а также применение комплексных решений. Главная цель - максимальное повышение эффективности обработки наличности и автоматизация полного цикла работы с ней - от получения от клиента до обработки, проверки и упаковки. В частности, автоматизированные системы обработки сумок и кассет с банкнотами и монетами позволяют использовать технологию непрерывного пересчета денег, без остановки на сверку каждой пачки.
"Будущее - за комплексным подходом к обработке наличных. Внедрение новых решений, как автоматических депозитных машин, так и электронных кассиров, позволяет решить целый спектр проблем, - добавил директор технического департамента развития продуктов Profindustry Вадим Новиков. - Депонирование наличных должно быть удобным для клиента, с возможностью зачисления на расчетный счет в момент проведения операции. Деньги должны быть в работе, а не в обработке".