14.10.2014 23:20
    Поделиться

    5 лет работы в сельской школе могут приравнять к альтернативной службе

    Педагоги предложили приравнять работу в сельской школе к альтернативной службе в армии
    В Пензе начал работу Всероссийский форум Общероссийского народного фронта "Качественное образование во имя страны". Более 500 педагогов, родителей и экспертов, представителей министерств и ведомств на "круглых столах" и мастер-классах обсуждают проблемы образования.

    Среди тем, рассматриваемых на дискуссионных площадках, - зарплата учителей, их социальный статус, вызовы информационной среды, создание условий для учеников с особенностями здоровья, перспективы сельской школы, критерии оценки качества педагогического труда.

    Напомним, каждый год вузы выпускают около 100 тысяч учителей, но только 10 тысяч из них идут потом работать в школу. Причин много. Среди них - большая загруженность, невысокий статус и низкая оценка учительского труда в обществе.

    - Педагога оценивают только по двум критериям: хорошо или плохо. Ребенок принес двойку - учитель плохой, пятерку - учитель хороший, - говорит замдиректора Центра развития образования Ульяновской области Павел Белов.

    Формальный показатель педагогического труда сегодня один - ЕГЭ. И с тем, что нужна система государственно-общественной оценки, согласны многие. Безусловно, в таком оценивании должны участвовать и родители. Но готовы ли они к этому? По мнению Лилии Фаттаховой, преподавателя из Набережных Челнов, пока нет.

    - Многие родители относятся к школе потребительски: пораньше привести ребенка, попозже забрать. В Татарстане был опыт создания родительских университетов. Может, есть смысл открывать их и в других регионах, - предлагает Лилия Фаттахова.

    Есть претензии и к педвузам, и к программам, по которым они работают. Вдобавок, с переходом на болонскую систему в школы скоро примут бакалавров, которые обучались в институтах и университетах не пять лет, как раньше, а только четыре. "За счет чего урезались программы? За счет практик или теории?", - волнуются участники форума. И то, и другое плохо. Наверное, есть смысл подумать об увеличении длительности обучения и об альтернативном содержании программ.

    Из школ исчезла профориентационная работа, в учителя нередко идут случайные люди, поступающие в педвузы ради дипломов.

    - Думаю, критерием оценки учителей должен стать ученик, который выйдет в жизнь не только с баллами ЕГЭ, а со своей нравственной позицией, принципами и мировоззрением, - говорит директор Калининградского кадетского корпуса Татьяна Бартминская.

    Она уверена, что будущее не за большими школами, а за такими, где директор знает каждого ученика в лицо. С этим согласны большинство учителей, но особенно - сельские педагоги, которые с переходом на подушевое финансирование оказались в трудной ситуации. Небольшие школы закрываются, а детей возят автобусами в более крупные учебные заведения. "Но никакой сельский автобус не заменит инфраструктуру, - горячится педагог из Тамбовской области Владимир Косов. - Надо прекратить разрушать инфраструктуру села!".

    Участники форума считают, что надо как можно скорее вернуть льготы для сельских учителей, в том числе жилищные. И, возможно, приравнять 5 лет работы в сельской школе в глубинке к альтернативной службе в армии.

    Во всех регионах страны зарплаты учителей в последние годы выросли. В том числе из-за доплат стимулирующего фонда. Но премии и базовый оклад выгодны педагогам, у которых большой стаж, опыт работы и результаты. Молодые часто проигрывают. Участники форума предложили придерживаться соотношения 70 к 30 между базовой и стимулирующей частью и установить единую минимальную планку норматива для регионов, которые будут определять, сколько денег выделить на ученика. Кроме того, по их мнению, должна быть выработана единая методика расчета норматива для всех регионов. Пока что соотношение между базой и стимулирующими выплатами везде разное, а норматив регионы просчитывают сами.

    - Самые больные и острые вопросы будут вынесены на пленарное заседание, - сказала корреспонденту "РГ" Любовь Духанина, член Центрального штаба ОНФ. - Учителей больше всего волнует стабильность зарплаты, важно не допустить ее снижение. Беспокоит излишняя отчетность, которая должна быть сокращена до минимума. Если раньше учителю на отчеты надо было одну пачку бумаги, то теперь пять. Надо увеличить темпы строительства детских садов, изменить систему подготовки и повышения квалификации учителей. Участники форума предлагают дать педагогам право самим выбирать программы, по которым они хотели бы пройти обучение.

    Цифры

    Центр ОНФ по мониторингу исполнения указов президента "Народная экспертиза" провел опрос: как исполняются майские указы о доступности дошкольного образования, повышении охвата дополнительным образованием, увеличении зарплат учителей. Респонденты - более 2000 учителей, воспитателей, преподавателей вузов, директоров школ и ректоров.

    38 процентов опрошенных считают, что место в детский сад надо ждать больше года. 20 процентов сказали, что место в детский сад им предоставили сразу. 48 процентов уверены, что очереди исчезли из-за увеличения количества детских садов.

    65 процентов респондентов считают, что благодаря ЕГЭ доступность высшего образования для выпускников средних школ повысилась, 11 процентов - понизилась, 24 процента - не изменилась.

    46 процентов опрошенных считают, что увеличение зарплат учителей и воспитателей происходит за счет увеличения нагрузки, 41 процент - за счет различных доплат и надбавок.

    Поделиться