- График движения позволяет ежедневно отправлять по два "холодных" поезда с рыбой с маршрутной скоростью 1060 километров в сутки, - говорит и.о. начальника Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Лоншаков. - В августе она даже составляла 1600 километров в сутки, что соответствует европейскому стандарту. За неделю свежемороженая рыба доставляется до станций Свердловской железной дороги.
Но за три квартала на запад страны ушло лишь 52 ускоренных рефрижераторных поезда. Хотя это чуть ли не наполовину больше, чем годом ранее, все равно слишком мало. По подсчетам железнодорожников, они с начала года могли бы отправить отечественным потребителям 1,5 миллиона тонн рыбы в ускоренных рефрижераторных поездах - в 16 (!) раз больше, чем перевезли на самом деле. Таким образом, потенциал данного вида перевозок используется лишь на шесть процентов.
На припортовых станциях простаивают порядка 420 вагонов-холодильников. Ждут погрузки. Причем наполнить их чем-то иным, кроме рыбы, невозможно - на Дальнем Востоке просто нет такой продукции. Ждут продавцы, когда покупатель-оптовик из центральных регионов России согласится на их цену. А она сегодня ох как кусается: оптовая стоимость горбуши в Приморье скакнула до 130 рублей за килограмм (с прошлогодних 67). Ждут покупатели. Они понимают, что приморские склады забиты рыбой, и цена неминуемо должна поползти вниз. Нынешние розничные 240-400 рублей за кило хоть и дикого, но не самого ценного тихоокеанского лосося говорят отнюдь не в защиту отечественного производителя. А пока перепродавцы и ретейлеры торгуются, "холодные" вагоны стоят.
Есть ли решение, которое устроило бы всех? Специалисты считают, что главное условие снижения стоимости дальневосточной рыбы - исключение из логистической цепочки многочисленных посредников.
- Следует организовать прямые потоковые поставки непосредственно от оптовых поставщиков в адрес крупных оптовых покупателей, торговых сетей, - подчеркивает Алексей Лоншаков.
Его позицию поддерживают и в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
- Отечественные предприятия готовы предложить свой ассортиментный ряд в каждой из трех крупных ценовых категорий, присутствующих на рынке. Дальневосточные и северные рыбаки увеличат производство филе первой заморозки, стабильно растет предложение в сегменте копченой и соленой рыбы, в рыбной консервации вообще есть реальная возможность снизить цены, - заявляет председатель профильной комиссии РСПП Герман Зверев. - Для этого необходимы прямые договоры между рыбопроизводителями и торговыми сетями. Чтобы обеспечить такие связи, рыбопромышленники готовы работать с коллегами из федерального ретейла.
В сентябре нынешнего года участники международного конгресса рыбаков, состоявшегося во Владивостоке, предложили "для организации прямых поставок рыбы от борта корабля до конечных потребителей создать под эгидой правительства Приморского края структуру, которая бы консолидировала и организовывала сбыт дальневосточной морепродуктов от добытчиков до потребителей с использованием комплексной транспортной услуги в течение всего года". С этой идеей полностью согласны и перевозчики.
- Это позволит сократить посредническую составляющую, которая сегодня взлетела до неимоверных высот, - отмечает Алексей Лоншаков. - Именно посреднические, а не транспортные расходы занимают львиную долю в цене конечного продукта. Затраты на железнодорожную доставку - в зависимости от расстояния перевозки от 1,6 до 8,3 процента в розничной цене рыбы и рыбной продукции. И это при том, что общемировой уровень транспортной составляющей - порядка 11-12 процентов, а среднероссийский намного выше - около 30.
Предложение, выработанное на рыбацком конгрессе, направлено в правительство РФ. Но на пути дешевой отечественной рыбы к прилавку есть и другие барьеры. Одни из самых высоких - ветеринарные и санитарные. Ветоформление импортной рыбопродукции, по словам Германа Зверева, занимает не более суток, а чаще всего - один-два часа, для российской же рыбы этот срок составляет от трех до десяти суток.
- Поэтому, несмотря на существенную разницу в цене импортной и российской сельди, трейдеры и переработчики в центральной части России предпочитали работать с импортной рыбой, - констатировал он. - И ситуация не улучшается, а усугубляется после издания минсельхозом РФ приказа № 281 о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов.
Кроме того, размах ценовых "качелей" при игре спроса и предложения могла бы нивелировать ритмичная, а не только в пик путины, перевозка рыбы от дальневосточных берегов в западные регионы страны. А для этого необходимо развитие в ДФО современной припортовой инфраструктуры, логистических центров, которые позволили бы хранить рыбу и другие скоропортящиеся продукты и составили бы реальную конкуренцию холодильным мощностям близлежащих азиатских портов. Пока же все российские склады на восточном побережье в состоянии принять на заморозку 74 тысячи тонн рыбопродукии, не столь дальний южнокорейский Пусан - на порядок больше: 800 тысяч.
Кстати
В Приморье реализуется проект по снижению розничных цен на продукцию местных рыбопереработчиков. Администрация края выступила организатором налаживания прямых контактов между товаропроизводителями и торговыми сетями. В частности, рыбные консервы ЗАО "Южморрыбфлот" будут поступать на прилавки напрямую от изготовителя, минуя звенья посредников. "Посредники не только способствуют завышению цены. Зачастую они закупают некачественные, низкосортные рыбные консервы у иностранных производителей, переклеивают этикетки и выдают их за российскую продукцию, - рассказал генеральный директор рыбоперерабатывающего предприятия Александр Ефремов. - Разумеется, ни нас, ни потребителей, ни органы власти, ни добросовестные компании розничной торговли такая ситуация не устраивает".