Второй съезд работников дошкольного образования проходит в Сочи

Сегодня в Сочи начал работу Второй Всероссийский съезд педагогов детских садов "Детство: политика, методология, практика". По словам президента РАО Людмилы Вербицкой, участники съезда будут подводить первые итоги внедрения государственных образовательных стандартов. "Мы будем говорить и спорить о качестве дошкольного образования и программ, о различных моделях образовательного процесса,- рассказала президент РАО. - Речь пойдет и об обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, о профессиональных стандартах самих педагогов"

Инклюзив - вещь совершенно новая для наших детских садов. Стандарты требуют, чтобы воспитатели умели работать с детьми, у которых есть какие-либо физические ограничения, а детский сад был приспособлен для инвалидов, но на деле до этого пока далеко. Даже в крупных городах инклюзивных детских садов, куда принимали бы, допустим, детей с синдромом Дауна, немного. А уж педагогов, которые знают, как работать с такими детьми и развивать их, можно пересчитать по пальцам.

Еще одна серьезная задача дошкольного образования - воспитание и обучение детей с разными культурными и этническими запросами. Первыми с ней столкнулись педагоги в магаполисах: в детские сады пришли дети мигрантов, которые не знают русского языка и не понимают чужой культуры. Сейчас только-только появляются первые рекомендации и программы для воспитателей в таких группах.

А вот что касается подготовки к школе, то в стандартах педагога черным по белому написано: подготовка к школе может быть только психологическая. Иными словами, в детском саду никто не будет учить ребенка писать или считать до тысячи. Этого от детского сада не требуется. Правда, не ясно, откажутся ли школы от тестирования при записи в первый класс. Несмотря на электронную очередь,  некоторые родители признаются: отбор в первый класс есть. И тут важны не толерантность и позитивный настрой ребенка, а таблица умножения. Обо всем этом пойдет речь на съезде.

Детские сады, как и школы, живут по новым финансовым правилам и переходят на подушевое финансирование. Изменился принцип начисления родительской платы, подход к организации питания. Детские сады все чаще объединяются со школами в большие комплексы, отказываются от традиционных столовых в пользу готовых стандартных обедов. И тут тоже не все так однозначно. Взять хотя бы зарплату. Она, конечно,  стала больше, но все еще отстает от зарплат учителей в школах. При этом нагрузка у "дошкольников" выросла - детские сады переполнены, так как новые правила позволяют свободнее распоряжаться площадями. Можно открыть спальню в спортзале или совместить просторный холл с музыкальным залом. Уплотнение позволяет открыть лишние места, но каково воспитателям?

Новые стандарты требуют, чтобы педагоги сами участвовали в подготовке образовательных программ дошкольных организаций. Далеко не все воспитатели готовы к этому. В колледжах и техникумах их этому не учили. Где и как повышать квалификацию педагогам? Участники съезда обсудят и кадровые вопросы.

Кстати

По данным Минобрнауки, сегодня в России в детские сады ходят почти 5 миллионов 106 тысяч  малышей. Тем не менее, мест не хватает. В 2014 году в детских садах добавилось 182 522 места, но потребности гораздо больше. Очереди есть практически в каждом регионе.