19.10.2014 23:43
    Поделиться

    Бензин и солярка остаются доминирующими видами моторного топлива

    Бензин и солярка остаются пока доминирующими видами моторного топлива
    В истории новой России начиная с 1996 года вышло уже 4 федеральных нормативных акта, поощряющих использование природного газа в качестве моторного топлива. После появления каждого из них возникал газомоторный бум, со временем, впрочем, идущий на убыль.

    По итогам первой половины этого года доля газовых LCV полной массой до 5 тонн составляет всего 0,03% от общего парка этого сегмента (плюс 0,01% к прошлому году), грузовиков тяжелее 5 тонн - те же 0,03% (минус 0,07%), автобусов большой вместимости - 0,24 (снижение 3,02%). Общий парк газобалонных автомобилей сейчас в России около 90 тыс. единиц, количество АГНКС - примерно 250.

    Проблеме внедрения альтернативных видов моторного топлива был посвящен "круглый стол" в Аналитическом центре при правительстве РФ.

    Эксперты уверены, что причина вялого внедрения перспективной во всех отношениях газомоторной техники - в недостаточных стимулирующих мерах производителей необходимого оборудования и собственно ГМТ-автомобилей, а главное - потребителей таких авто со стороны государства. Директор по стратегическому развитию RussianAutomotiveMarketResearch Александр Козлов в числе таких стимулов назвал снижение до нуля ставок ввозной пошлины на компоненты, необходимые для производства транспортных средств, на оборудование и механизмы для заправки транспорта природным газом и субсидирование перевода транспортных средств на природный газ. Впрочем, с этим согласны не все. Так, вице-президент ВР Россия Владимир Дребенцов уверен, что государство абсолютно не должно субсидировать покупки газобалонного оборудования, чтобы не потакать лоббизму определенной компании. В США, например, федеральные власти никого не субсидируют, а количество ГМТ-авто при этом растет год от года.

    Нефтегазовые компании, впрочем, адекватно восприняли инициативу правительства по переходу на ГМТ и намерены за счет собственных средств до 2020 года возвести еще как минимум 250 АГНКС. Однако предложение экспертов рынка снизить цену на природный газ до уровня 35% за 1 куб. м от стоимости 1 литра ДТ для поощрения покупки ГМТ-авто восприняли в штыки. "При такой цене газа говорить о развитии сети АГНКС не приходится, - сообщил начальник управления по взаимодействию с органами власти компании "Газпром газомоторное топливо" Денис Воробьев, - работать мы сможем при цене куба газа минимум в 50% от литра ДТ". "Доходов от продажи газа по предложенной стоимости хватит лишь на возмещение операционных расходов на существующих станциях, но никак не на новое строительство, - подтвердили в компании "Роснефть", - например, в Китае газ стоит около 65% от цены солярки и пользуется большим спросом в парках LCV и такси". Гораздо эффективнее снижения цены на газ, считает Владимир Дребенцов, было бы повышение цен на бензин и солярку, хотя вряд ли с этим мнением согласятся большинство владельцев авто, как личных, так и корпоративных.

    13,6 миллиона тонн в 2013 году в РФ составили выбросы загрязняющих веществ от всех транспортных средств

    "Главным препятствием для использования ГМТ-авто является отсутствие устойчивого спроса на эту технику, что в свою очередь обусловлено слабо развитой заправочной инфраструктурой. Сейчас в стране примерно четыре заправки на один регион, - сообщил "РГ" первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов. - Еще одним ограничением является отсутствие первоначальных инвестиций в развитие инфраструктуры, необходимых для перевода транспортных средств на газ. Необходимо стимулировать спрос на такой вид автотранспорта на федеральном и региональном уровнях, через систему различных льгот и преференций мотивировать к приобретению такого транспорта и граждан, и государственные структуры. У России для этого есть все необходимые ресурсы".

    Тем более что ведущие автопроизводители предлагают потребителям широкую линейку ГМТ-транспорта. В 2000 году компания представила на рынке первое поколение Daily CNG, работающих на сжатом природном газе. В 2008 году линейка газовых машин была расширена благодаря выпуску газового магистрального тягача Stralis CNG, а два года спустя появилась и версия грузовика, работающая на сжиженном природном газе. "Существующая сеть АГНКС позволяет автомобилям преодолевать расстояние, например от Санкт-Петербурга до Челябинска, исключительно на сжатом метане", - подчеркнул директор по маркетингу "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед.

    Scania на мировом рынке предлагает одну из самых внушительных линеек двигателей стандарта Евро-6, использующих альтернативные виды топлива - биодизель или биогаз. Существует и автобус Scania Citywide на основе гибридной технологии. "Двигатели, работающие на газе, применяются в различных сферах: коммунальной технике, грузовиках, пассажирском автотранспорте, - сообщил "РГ" менеджер отдела предпродажной подготовки "Скания-Русь" Сергей Котов, - на российском рынке использование газомоторной техники Scania еще не началось, но в ближайших планах компании - тестирование коммунальной техники с газовым двигателем".

    Горьковский автозавод первым в России начал серийное производство автомобилей, работающих на ГМТ. С 2010 года ГАЗ выпускает "Газели" (бортовые, грузопассажирские, фургоны и микроавтобусы), работающие на сжиженном газе (LPG). С 2013 года выпускаются также автомобили, работающие на сжатом газе (CNG). Пока это только бортовые автомобили в грузовом и грузопассажирском исполнении. Доля автомобилей, работающих на газовом топливе, в 2013 году составила около 7% от общего объема выпуска, в первой половине 2014-го - около 12%.

    Так же Группа ГАЗ начиная с 2005 года серийно выпускает автобусы на газовом топливе. Модельный ряд экологически чистых автобусов постоянно пополняется. Уже в октябре будет представлен автобус КАВЗ на природном газе. Доля продаж газомоторной техники от общего объема продаж дивизиона "Автобусы" в 2013 году составила 2,5%, в 2014 году пока 2%.

    В 2015 году компания планирует открыть серийное производство полноприводных грузовиков "Урал" на CNG, двигатели для которого построит Ярославский моторный завод "Автодизель".

    "Цена на газовое топливо на 30-60% меньше, чем на бензин, и на 20-40% ниже, чем на дизель. Помимо этого увеличивается ресурс работы двигателя на 30%. По надежности газовый двигатель не уступает дизелю, а по экологической безопасности (чистота выхлопов, уровень шума) значительно его превосходит. Для активизации применения техники на газовом топливе необходимо расширение сети заправочных станций", - подчеркнули "РГ" в Группе ГАЗ.

    Поделиться