Законопроект устанавливает в городском округе с внутригородским делением право представительных органов муниципальных образований устанавливать, вводить и прекращать действия местных налогов на территории района. К местным налогам, которые попадут под действие документа, относится земельный налог и налог на имущество.
Внесение таких изменений в законодательство стало возможным совсем недавно. "Внутригородские районы признаны муниципальными образованиями Федеральным законом N 136-ФЗ от 27 мая 2014 г. Этим же законом к вопросам местного значения на уровне внутригородского района отнесено полномочие по установлению, изменению и отмене местных налогов. Теперь эти законодательные новшества последовательно вносятся в налоговое право. Но при этом поправки к Налоговому кодексу содержат дополнительное условие. Право на установление или отмену местного налога возникает у властей внутригородского района только в том случае, если разграничение полномочий между городом и его районами закреплено законом субъекта РФ", - говорит Игорь Шиков, руководитель налоговой практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". То есть для претворения в жизнь идеи управления налогами на уровне района потребуется привести в соответствие с этой идеей законодательную базу регионов. После наделения районных властей правом определять судьбу налогов на вверенной территории, решение на уровне района становится приоритетным по отношению к принятым решениям на уровне города. К примеру, после того, как представительный орган вводит налог на уровне внутригородского района, действие ранее принятых нормативных актов органов власти на уровне городских округов прекращается.
Принятие изменений позволит дифференцировать налоговую нагрузку для налогоплательщиков разных районов одного города. Очевидно, что документ больше ориентирован на мегаполисы, где действительно есть необходимость устанавливать разный размер платежей в зависимости от востребованности объектов налогообложения. "Передача компетенции по установлению или отмене местных налогов на уровень внутригородских районов может привести к тому, что уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков разных районов будет отличаться в пределах одного города", - полагает Шиков. Это может дать властям района возможность влиять на востребованность земельных участков и другого имущества на территории района за счет регулирования ставки налога, привлекать дополнительных налогоплательщиков, стимулировать строительство объектов в определенном районе города. Теоретически это может привести даже к конкуренции районов одного города за налогоплательщика. "Конкуренция территорий возможна. На одной территории условия налогообложения могут быть более выгодными для налогоплательщика, чем на другой. Что способно стимулировать переток плательщиков из одного района города в другой. Разница в налогообложении может быть использована при разработке моделей налогообложения, в налоговом планировании конкретных налогоплательщиков при поиске средств законной оптимизации. В целом поправкам в Налоговый кодекс РФ можно дать положительную оценку, так как налоги будут устанавливаться с учетом особенностей конкретной территории и с учетом потребностей налогоплательщиков", - считает Eлизавета Сейтбекова, управляющая аудиторской компанией "Бизнес-Студио".
В идеальной ситуации изменения даже позволят жителям района влиять на размер платежей по местным налогам на своей территории. "В условиях реального самоуправления население городского округа получает возможность влиять на размер местных налогов, - отмечает Шиков. - Но для того, чтобы интерес населения в части налогов нашел отражение в местных законодательных актах, необходимо, чтобы плательщики налогов получили реальное представительство в органах местного самоуправления, которое бы прислушивалось к мнению своих избирателей".
Не все эксперты оценивают законопроект положительно. Есть и те, кто считает, что документ не принесет существенной пользы. "Каждое муниципальное образование и сейчас в пределах своей территории может устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от места нахождения объекта налогообложения, - говорит Александр Вотинцев, юрист Свердловского регионального отделения палаты налоговых консультантов. - Конечно, можно предположить, что законодатель рассчитывает на то, что дробление центра принятия решений относительно установления размера ставок и льгот местных налогов по отдельным районам муниципального образования сделает эти решения более объективными и приближенными к жизни". Предполагается, что чиновники на местном уровне лучше знакомы с ситуацией и платежеспособностью налогоплательщиков района, а, следовательно, установят ставки, наиболее подходящие для максимальной собираемости налогов.
Однако не исключено, что новый подход приведет к путанице. Причем наибольшие сложности с уплатой налогов испытают маленькие фирмы, предприниматели и физлица. Наибольшую фору в понимании налоговой ситуации на местном уровне получат компании с наличием юриста в штате. "Множество отдельных внутрирайонных нормативных правовых актов приведет к большой путанице", - считает Вотинцев. Простому обывателю бывает сложно найти областной закон со всеми его изменениями, поиски районного документа могут оказаться гораздо сложнее. Кроме того, документы федерального и регионального значения имеют массу разъяснений, позиции сторон подкреплены судебной практикой - их применение понятно для налогоплательщика. Территория же городского района слишком мала для формирования полноценной практики применения документов. По мнению Вотинцева, документ способен создать неразбериху в финансовых делах городов.