Суд оправдал терапевта, которого обвиняли в обороте наркотиков

Суд Октябрьского района Красноярска вынес оправдательный приговор в отношении участкового врача-терапевта Алевтины Хориняк. Ее обвинили в распространении наркотиков за то, что она выписала рецепт на обезболивающее лекарство онкобольному, не прикрепленному к ее участку.

Эта история тянется с 2009 года. Тогда Хориняк выписала два рецепта на сильнодействующий трамадол своему знакомому, у которого была последняя стадия рака. Во время предварительного следствия и неоднократных судебных заседаний врач поясняла, что к моменту выписки рецепта ее пациент несколько дней мучился от сильных болей. Обезболивающие у него закончились, а новый рецепт на получение льготных лекарств ему не выписывали из-за их отсутствия в аптеке. По рецептам, которые выписала Хориняк, для больного были куплены опиоидные анальгетики в спецаптеке.

Через два года терапевт узнала, что против нее возбуждено уголовное дело: история с "неправильно" выписанным рецептами всплыла во время проверки аптеки Госнаркоконтролем. В мае прошлого года врача осудили по двум статьям: "подделка документа" и "незаконный оборот сильнодействующих веществ с целью сбыта". Правда, приговор смягчили - обвиняемой на тот момент исполнился 71 год, суд ограничился наказанием в виде штрафа размером 15 тысяч рублей.

Все это время в медицинском сообществе продолжались дискуссии: этично ли поступил доктор, спасая от боли "чужого" пациента. Коллеги подписали несколько петиций в ее защиту, а адвокаты помогли обжаловать приговор. За это же время Минздрав подготовил ряд поправок в нормативные документы, которыми руководствуются врачи, назначая наркотики тяжело больным пациентам. Правила их применения и учета были смягчены. Год назад Красноярский краевой суд вынес постановление, согласно которому дело Хориняк подлежало пересмотру. В результате сегодня стало известно, что врача оправдали.

Член общественного совета фонда "Здоровье", главный нарколог РФ, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн высказал свое одобрение решению суда. "Это здорово! Врач прежде всего выполнил свой долг и не думал о своей личной безопасности. Первая и основная конституция врача - это клятва Гиппократа, и все должно быть в интересах больного. И хорошо, что суд это понял и принял", - сказал Брюн.

Директор Научно-исследовательского института онкологии имени Н.Н. Петрова Алексей Беляев заявил, что врачи, действующие в рамках закона, ни в коем случае не должны приравниваться к наркоторговцам. "Мы имеем много сложностей в своей работе из-за того, что врачи выставляются как едва ли не основные поставщики наркотических препаратов на рынок. Прежде всего, речь идет о хранении и отпуске лекарств. В большей степени страдают больные амбулаторного звена. И то, что происходят некоторые послабления в законе, например, продлено действие рецепта на наркосодержащие обезболивающие препараты, - это неплохо. Однако проблема обезболивания еще остается. Ее надо решать, а не спекулировать", - заявил он.

Беляев добавил, что кроме наркотических анальгетиков есть другие методы борьбы с болью, например, лечебные блокады. "Другой вопрос - у нас нет паллиативной службы, нет такой специальности, специалистов. Это все нужно создавать. Одним доступом к наркосодержащим препаратам проблему не решить, можно снять боль на час-два, но проблема гораздо шире, нужно создавать комплексную службу работы с такими пациентами", - считает эксперт.

Директор фонда "Здоровье" Эдуард Гаврилов отметил, что на сегодняшний день Минздравом не утверждены стандарты и порядки на оказываемую в стационарах паллиативную медицинскую помощь, установленную законом "Об охране здоровья", а, следовательно, и тариф на такую помощь рассчитан быть не может. А тариф - это зарплата врачей, средства на расходные материалы и на обезболивающие лекарства. То есть он включает все то, от чего зависит, насколько хорошим будет уход за ребенком и взрослым в отделении паллиативной помощи.