В Ярославской области обсудили оптимальный способ импортозамещения

Импортозамещение, в условиях санкций ставшее одной из главных задач отечественной промышленности, не может быть быстрым и тотальным. Необходимо понять, что конкретно нужно заместить, а не делать это без разбора - к такому выводу пришли ярославские эксперты, обсудившие проблему за "круглым столом".

На рыбу потянуло

Агропром, об импортозамещении в котором говорят, пожалуй, чаще всего, - одна из тех отраслей экономики, которая способна сравнительно быстро решить эту задачу. Во всяком случае, в отраслевом департаменте в будущее смотрят с оптимизмом и уверенностью, что пустых полок в местных магазинах не будет. Подтверждение тому - статистические данные, согласно которым ярославцы уже сегодня обеспечены овощами на 95-100 процентов, молоком - на 78,6, а мясом птицы и яйцами - и вовсе на 200 процентов. Есть нехватка мяса и рыбы местного производства, но, по словам представителя регионального департамента АПК Николая Астрадымова, ведется работа и в этих направлениях.

- У нас развивается аквакультура, - сообщил чиновник. - Ярославский рыбзавод в прошлом году произвел почти пять тонн икры осетровых и более ста тонн товарной рыбы. Причем не только осетровых, но и экзотических - барабульки, африканского сома. Есть у нас и фермерское хозяйство, где выращивают карпа, стерлядь и форель.

Кроме того, по словам Николая Астрадымова, в Ярославле имеются морозильные камеры, рассчитанные на хранение 12 тысяч тонн замороженной продукции, и сейчас обсуждается вопрос о сотрудничестве с рыбопроизводящими регионами о хранении и реализации их продукции на территории Ярославской и близлежащих областей. В перспективе планируется даже создание профильного логистического центра.

И большим, и малым

А вот представители промышленности, как выяснилось, не столь оптимистичны.

- Необходим четкий заказ от государства, чтобы предприятие могло сориентироваться: настраивать ли производство на выпуск того или иного нового изделия или через полгода политическая ситуация качнется в другую строну, и эти усилия окажутся напрасными, - отмечает президент Торгово-промышленной палаты Рыбинска, сопредседатель Ярославского отделения Общероссийского народного фронта Сергей Кузенев.

Эксперт подчеркнул, что промышленность, когда речь идет о ее поддержке, не должна подразделяться на крупную и мелкую.

- Мне это кажется не совсем корректным и правильным, - говорит он. - Промышленность - она и есть промышленность. Малая, средняя или крупная - это в данном случае вторично. Нужно иметь четко структурированный подход - и по поддержке, и по заказу на работу, и по законодательной базе. А то у нас складывается ощущение, что, если компании легче получать поддержку по линии минэкономразвития как представителю среднего бизнеса, то ей и смысла нет становиться крупной и расти дальше.

К предприятиям любой величины применим и другой сделанный экспертами вывод: импортозамещение невозможно без технологической модернизации производств. Впрочем, уважающие себя компании пошли по этому пути задолго до всяких санкций, понимая, что без перевооружения их продукция просто станет неконкурентоспособной.

Заменить абсолютно все импортные комплектующие, оборудование и технологии в любом случае нереально

- Взять рыбинский завод дорожных машин, где всего 125 работников, - привел пример экономист Владимир Тамаров. - Там производят около 200 дорожных катков и прочей дорожной техники в год. Это небольшое предприятие. Но у нас в Рыбинске есть аналогичный завод, к началу 1990-х годов выпускавший две тысячи катков. Он сегодня умирает, а новое частное предприятие процветает. А все потому, что у них дорожные катки имеют уплотнение асфальтового полотна на глубину от 9 до 14 сантиметров - это европейский уровень. Раньше у нас этого не было. Вот реальное импортозамещение. Такие производства и надо развивать.

Рассчитать силы

Импорт в РФ сегодня равен примерно 18 процентам ВВП. Между тем создание каждого высокотехнологичного рабочего места обходится в круглую сумму. Например, на новом рыбинском совместном с General Electric предприятии по выпуску газовых турбин - в 550 тысяч евро. По расчетам исполняющего обязанности мэра Рыбинска Леонида Можейко, "при здоровом экономическом росте - пять процентов в год - нам потребуется 20 лет, чтобы заместить эти 18 процентов".

Следовательно, считает эксперт, "нужно четко понять, в каких секторах экономики мы сегодня говорим об импортозамещении". Поскольку если замахнуться в короткие сроки на все 18 процентов, по его словам, можно скатиться к снижению требований к новой продукции. Впрочем, заменить абсолютно все импортные комплектующие, оборудование и технологии в любом случае нереально.

- Все равно мы являемся частью мирового разделения труда и частью глобальной системы, - констатировал Леонид Можейко. - Не стоит воспринимать импортозамещение буквально: мол, сейчас мы закроемся и станем самодостаточной страной. Это сегодня невозможно. Есть определенные виды производств, например, авиастроение, где масштаб национального рынка не позволяет создавать новые продукты. Нужны тысячи новых авиационных двигателей или самолетов, чтобы окупить опытно-конструкторские разработки.

Эту задачу, по мнению ряда экспертов, не получится выполнить и в том случае, если в государстве не изменится кредитная политика в отношении промышленных предприятий. Ярославский губернатор Сергей Ястребов назвал приемлемой ставкой "хотя бы 12 процентов годовых, а не 15-16". Владимир Тамаров был более категоричен:

- И для села, и для промышленности важна кредитная политика для перевооружения производства. Нам нужна ставка семь, максимум девять процентов. Только тогда производства начнут развиваться.

К слову, в деле финансирования новых разработок и производств потенциальным отечественным инвесторам как раз не помешал бы зарубежный опыт.

- Во всем мире есть вид финансирования, который у нас совершенно не развит, - заметил руководитель работ по инновационным проектам Ростовского оптико-механического завода Алексей Рыбак. - Это долговременные инвестиции в инновационные технические решения. У нас, к сожалению, бизнес-структуры вкладываются так: 10-15 миллионов на год, купил - продал. Бизнесмены выбирают проекты, имеющие высокую коммерческую стоимость. Проект реализуется, на пике стоимости акций они сбрасывают свой пакет, и дальнейшее развитие никого не интересует. В то же время за границей 80-90 процентов вложений касаются именно долгосрочных проектов. И это дает результат.