22.10.2014 23:41
    Поделиться

    Объем рынка прямых продаж в России начал падать

    Сектор прямых продаж начал терять доходы
    На рынке прямых продаж наметились тревожные тенденции: снижаются объемы торговли, уменьшается количество независимых распространителей. Такая информация была озвучена на международной конференции "Предприниматель и потребитель - шаги навстречу". Между тем прямые продажи - это та сфера деятельности, в которой заняты миллионы россиян.

    Паники на рынке нет, но компании испытывают определенный дискомфорт. Судите сами. Начиная с 1998 года этот бизнес в нашей стране развивался семимильными шагами без видимых провалов. Объемы продаж стабильно росли и к концу 2013 года составили более 141,5 млрд рублей. Постоянно расширяется ассортимент. Первоначально это была косметика и парфюмерия, предметы личной гигиены, оздоровительные товары (средства для похудения, биодобавки, витамины) и посуда. Со временем в этот список добавились игрушки, книги, одежда, бижутерия, аксессуары и даже бытовая техника. Поскольку затратоемкость в этом бизнесе достаточно низкая, сюда быстро потянулись люди в качестве независимых распространителей. Пик пришелся на кризисный 2009 год - тогда в системе прямых продаж работали без малого 5 миллионов наших сограждан. Затем пошло волнообразное движение. На конец 2013 года здесь было занято почти 4,6 млн человек, а по итогам первого квартала этого года отрасль потеряла 300 тысяч независимых продавцов. Объем продаж в первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием прошлого сократился примерно на полтора млрд рублей.

    Является ли это следствием санкционного противостояния? Президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева прямой зависимости между этими явлениями не видит. Во всяком случае, ассортимент товаров не сократился, но люди явно стали покупать меньше. "Исключение - товары для здорового образа жизни и бытовая химия, здесь наблюдается рост продаж, - говорит Тамара Шокарева. - С остальными покупками люди стали более осторожны, лишних трат стараются не делать".

    На конец 2013 года в сфере прямых продаж в России были заняты 4,6 миллиона человека, в мире - 96,2 миллиона

    Завкафедрой стратегического маркетинга НИУ "Высшая школа экономики" Ольга Третьяк представила на конференции итоги последнего опроса (проводится раз в три года) независимых распространителей индустрии прямых продаж. За последние три года, сообщила Третьяк, заметно омолодилась аудитория независимых распространителей: доля респондентов в возрасте до 30 лет выросла с 15 до 24%. Для молодых людей прямые продажи становятся возможностью для построения собственного бизнеса и обретения финансовой независимости. По сравнению с результатами опроса 2003 года (год начала проведения опросов) доля пожилых людей в возрасте 56 лет и старше выросла с 7 до 21%. Такие показатели свидетельствуют о возможности дополнительного дохода для данной категории. Именно эти две возрастные группы наиболее заинтересованы в построении собственного бизнеса. Доля тех, чьи доходы от прямых продаж составляют более 35 тысяч рублей в месяц, растет от опроса к опросу и по итогам этого года превысила 12%.

    Для многих эта деятельность является приработком к основному доходу. Однако для половины из независимых продавцов, утверждают эксперты, работа в сфере прямых продаж является единственной альтернативой безработице.

    Поделиться