Законопроектом, говорится в сообщении, "предусматривается установить механизм налогообложения в Российской Федерации доходов контролируемых иностранных компаний, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании".
При этом иностранная организация не признается контролируемой, например, если для нее эффективная ставка налогообложения доходов составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
Для того чтобы законопроект мог адекватно работать в правовом поле, в документ были введены новые понятия: "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо".
К контролируемым иностранным компаниям будут относиться иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами России, а также корпоративные образования или структуры, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица.
В свою очередь контролирующим лицом иностранной организации предлагается признавать физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов.
Еще один вариант - доля участия такого физ- или юрлица в организации (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов. И, наконец, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой организации составляет более 50 процентов.
Напомним, над темой возвращения российских компаний из оффшоров в "нашу" налоговую юрисдикцию работают уже довольно давно. При этом возвращать действительно, есть что. Сегодня, по различным экспертным оценкам, более 40 процентов внешнеторгового оборота страны осуществляется с использованием офшорных компаний, за последние два десятилетия из России в офшоры по различным оценкам выведено от 800 миллиардов до одного триллиона долларов. Ежегодные потери бюджетов всех уровней оцениваются в десятки миллиардов рублей.
И, надо сказать, законодатели не собираются останавливаться. Более того, как недавно заметил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин в одном из интервью в начале сентября, "Россия, к сожалению, не применяет такой широко распространенный в мировой практике инструмент, как уголовная ответственность юридических лиц. Сейчас сенаторы совместно с экспертным сообществом обсуждают введение этого института в российское законодательство".