25.10.2014 16:12
    Поделиться

    Золотой сарматский лев достался фильму "Сердце льва"

    Река Урал - естественная водная граница между Европой и Азией. На ее берегу, располагаясь целиком в Европе, глядит в сторону Азии большой город Оренбург, который со времени своего основания в ХVIII веке славится разнообразием национального состава жителей.

    Не удивительно, что именно здесь семь лет назад появился кинофестиваль с названием "Восток - Запад". В его международный конкурс неизменно попадают фильмы, снятые в копродукции. Сотрудничество объединяет. Страны, между которыми в реальной жизни есть нерешенные проблемы, делают вместе кино, - это и есть тренд оренбургского фестиваля.

    Призом за лучшую режиссуру наградили антиклерикальную комедию "Дети священника" совместного производства Хорватии и Сербии. 50-летний хорватский режиссер, директор студии Zagreb film Вилко Брешич славится умением жонглировать востребованными и острыми темами в духе жизнелюбивого и залихватского кино Эмира Кустурицы. Молодой священник Фабиан, слушая исповедь Петера, своего прихожанина-киоскера, вдруг понимает, что их любимому маленькому городку на острове посреди Адриатического моря грозит опасность. Рождаемость падает, изделия для безопасного секса - самый популярный товар, того и гляди, население совсем исчезнет, а на опустевшую землю придут инородцы. Этой же проблемой обеспокоен и фармацевт Флориан. Продавец, аптекарь и служитель церкви вступают в заговор: отныне они будут прокалывать презервативы. Но ситуация выходит из-под контроля, когда в дом Флориану кто-то подбрасывает младенца…

    Тема межнациональных отношений и разных религиозных конфессий в бывшей Югославии - главная в фильме Бобо Йелчича "Оборона и защита", сделанном общими усилиями Хорватии, Боснии и Германии.

    Серьезный и совсем не заигрывающий со зрителем, печально-монотонный рассказ о том, как пожилой Славко разрывается между необходимостью и долгом пойти на похороны лучшего друга Дюлы и невозможностью объяснить в своей христианской общине, зачем он это делает: ведь покойный был истовый мусульманин.

    Гран-при "Золотой сарматский лев" получило "Сердце льва". Фильм финского режиссера Доме Карукоски (Финляндия-Швеция) еще весной формально появился в российском прокате, но прошел почти незамеченным. Между тем, эта драматургически крепко сбитая, отменно снятая картина в Оренбурге понравилась не только жюри, но и зрителям - зал кинотеатра "Космос" был переполнен.

    Обаятельный и мужественный Теппо всем хорош и очень нравился белокурой красавице Сари - до тех пор, пока она не увидела его разукрашенную татуировками могучую грудь. На ней изображен рычащий лев, окруженный контуром сердца, - знак принадлежности к неонацистам. Теппо оказался членом фашиствующей группировки борцов за "белую Финляндию". Конфликт неизбежен. У Сари десятилетний темнокожий сын Рамадани. Его отец живет в Швеции, иногда приезжает навестить сына. В школе мальчишку дразнят друзья за цвет кожи и мусульманскую веру. Теппо старается его защитить. А тут еще в дом Сари заявляется сбежавший из армии брат Теппо, совсем отчаянный неонацист… История развивается захватывающе, стремительно, в ней есть динамика, доходчивость, внятность. И хотя "Сердце льва" иногда грешит излишней сочиненностью, стремлением спрямить и закруглить все сюжетные изгибы и смыслы, его актуальность и кинематографическое качество несомненны.

    Сюрреалистический нуар, где действие происходит в современном Азербайджане - сам по себе редкость. Свои "Черно-белые ночи" Аяз Салаев снимал дважды. В первом варианте местные цензоры усмотрели излишне критические намеки на действующую власть. Премьера второго, где акценты смещены в сторону любовного треугольника, состоялась в Оренбурге.

    Седовласый олигарх и его молодая красавица-жена открывают телеканал черно-белого немого кино. Представлять фильмы в студии приглашают ее однокурсника. Былая любовь вспыхивает с новой силой. Старый муж внушает все больше отвращения и желание от него избавиться. А тут еще в черно-белые классические кинокадры неизвестным образом вторгаются цветные реалити-фрагменты сегодняшней жизни. Нищие семьи, чьи-то тайные встречи, какие-то протестующие люди… Телеканал на грани закрытия, а любовная история грозит взорваться изнутри. Финальная фраза "старое кино останется навсегда, как наша любовь", обращенная героиней к постылому мужу, звучит многозначительно.

    Идея "Черно-белых ночей" хороша, в них остроумно показано вторжение живой жизни в искусственно созданную, замкнутую в самой себе капсульную среду, вот только их художественное качество не слишком соответствует замыслу.

    В международном конкурсе был бы очень кстати и "Острожский заповедник", показанный в программе российского кино "Сплетенные параллели". Никита Тарасов в роли голландского филолога Йоса, неуловимо похожего на Иосифа Бродского, приезжающего в российский музей-заповедник, чтобы изучать архивы философа Шпета. Недалекий и хитрый хозяйственник, директор музея (Сергей Баталов) не склонен потакать заезжим иностранцам. Но его дочь Люба (Мария Драгун) сумела раздобыть старинные тетради для Йоса. С Любой у него возникает короткая любовь, а когда Йос уезжает из России, у него рождается сын, - странный мальчик, одержимый стихами, философией и мечтой побывать в Венеции.

    Простая история - аллюзия на древнегреческий миф о Ясоне. Здесь, как и в "Черно-белых ночах", не хватает визуального мастерства, но есть выношенный, небанальный замысел, рождающий сопереживание и диалог с фильмом.

    Режиссер-дебютант Наташа Семашкевич - действующий, востребованный психоаналитик и одновременно художник (она много лет работала художником-постановщиком в театре имени Маяковского) сняла свой первый фильм абсолютно самостоятельно: была одновременно режиссером, продюсером, костюмером, гримером, директором, водителем. Разгребала снег на съемочной площадке в Щелыкове, где шли основные съемки, - лишних рабочих рук попросту не было. Одержимость кинематографом позволила преодолеть множество препятствий и сделать фильм, не оставляющий равнодушными зрителей.

    Лучшим режиссером "Сплетенных параллелей" выбрали дебютанта в кино - известного театрального режиссера и драматурга Михаила Угарова за семейную драму "Братья Ч". Клубок непростых отношений между братьями Чеховыми, один из которых сумел стать великим писателем, а другие, вряд ли менее одаренные, не состоялись, сделан как современная драма в стиле популярного Театра doc.

    - Давайте будем считать, что "Братья Ч" награждены как лучший дебют, - сказал Михаил Угаров, получая приз. - Лучшим режиссером в кино я еще постараюсь стать.

    Поделиться